'
Денисюк С.П.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СТРАХОВОГО НАДЗОРА И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
данная статья посвящена правовому регулированию страхового надзора и лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации. Проведенное исследование позволяет утверждать, что орган страхового надзора призван не только проверять соблюдение субъектами страхового дела требований законодательства, но и осуществляет постоянный мониторинг этой деятельности. А лицензирование страховой деятельности выполняет особую роль как некий «ограничитель» свободы предпринимательской деятельности в интересах общества
Ключевые слова:
страховой надзор, лицензирование страховой деятельности, орган страхового надзора, субъекты страхового дела
Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – надзор за страховой деятельностью) производится в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее – Закон о страховании), страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхования, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации. Необходимо отметить, что осуществление страхового надзора регулируется актами страхового законодательства, ведущее место среди которых принадлежит Закону о страховании. Кононенко О.В. определяет страховой надзор как надзор органов исполнительной власти, осуществляемый в целях обеспечения законности и безопасности деятельности субъектов страхового дела, в том числе полноценного развития страхового рынка государства. Похожее определение дает Абрамов В.Ю., объясняющий необходимость государственного надзора особенностями страховой деятельности как разновидности лицензируемой деятельности, предполагающей возникновение отношений публичного характера с участием компетентных государственных органов. В тоже время автор начинает противоречить сам себе, справедливо обращая внимание на существование объективной потребности в осуществлении страхового надзора, обусловленной спецификой работы страховых организаций. По мнению Колесникова Ю.А. государственный надзор за страховой деятельностью как один из видов государственного административного надзора, включает в себя целый ряд процедур и осуществляется уполномоченными органами государственной власти. Мирошник С.В. утверждает, что многие авторы обращают внимание на то, что административный надзор всегда направлен на соблюдение специальных правил. Но этот же вывод справедлив и в отношении контроля. Например, налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Надзор за страховой деятельностью производится на следующих принципах: - законности; - организационного единства; - гласности. С 1 сентября 2013 года страховой надзор производится Банком России. Тяпкин С.Е. утверждает, что под объектом страхового надзора понимается деятельность страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, в том числе страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. Делая вывод, что объектом страхового надзора выступает страхование (страховое дело).
Номер журнала Вестник науки №3 (12) том 2
Ссылка для цитирования:
Денисюк С.П. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СТРАХОВОГО НАДЗОРА И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №3 (12) том 2. С. 17 - 24. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1033 (дата обращения: 23.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*