'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (12) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  467 просмотров

Селиванова В.Ф., Хромых А.М., Шипулин Д.А., Акулова К.Ю.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ *

  


Аннотация:
в связи с сильным влиянием зрительного дефекта на развитие человека, дети с нарушением зрения имеют характерные особенности, речь о которых пойдет в данной статье   

Ключевые слова:
нарушение зрения, слепые, слабовидящие, тифлопедагогика   


Нарушение зрения у детей - это одна из важных проблем, встречающихся в современном обществе, т.к. 80% информации ребенок получает именно через зрительный анализатор. Дети, у которых наблюдаются проблемы со зрением, сильно отличаются от своих сверстников, нуждаются в повышенном внимании, требуя иного подхода к обучению различным навыкам, нежели ровесники с хорошим зрением. У ребят, как правило, значительнее развиты другие органы чувств, с помощью которых они познают окружающий мир. Компенсация происходит за счёт отличного слуха и осязания. Получение знаний и методики обучения различаются, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения [1,C.15]. Знание особенностей нарушения зрения позволяет понять психологические особенности личности слабовидящих детей. При нарушенном зрении значительная часть периферийной системы зрения страдает, что обуславливает своеобразие зрительных ориентаций, уровень осведомленности о предметном мире значительно снижается. Тем не менее, психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет свои особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения действительности. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности ребенка - активности. На формирование личности ребенка с нарушением зрения будут оказывать влияние не только биологические факторы, но и социальные: социальное окружение, неблагоприятные условия в семье, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности получения информации для саморазвития и общения с другими людьми. При нарушении зрения существенно ухудшается ориентировка на большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность, в свою очередь, приводит к развитию гипотонии мышц - их слабости. Для слепых главным органом взаимодействия с какими либо предметами является рука, учитывая этот фактор у них должны быть хорошо развиты пальцевой, ладонный и кистевой способы восприятия. Незрячие должны овладеть навыком считывания тактильно рельефнографических изображений, что сильно облегчает получение информации об окружающем мире [2,C.78]. Зрительная память отсутствует или ослаблена. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и не могут не измениться под факторами нарушения зрения, поскольку меняются жизненные интересы и потребности. Учитывая, что слепые и слабовидящие имеют ту же "номенклатуру" эмоций и чувств, что и зрячие, но степень и уровень их развития могут быть отличными. В воспитании и обучении детей с нарушениями зрения требуются особые специалисты – тифлопедагоги. Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения. В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению [3,C.130].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (12) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Селиванова В.Ф., Хромых А.М., Шипулин Д.А., Акулова К.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ // Вестник науки №3 (12) том 4. С. 54 - 56. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1073 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1073



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.