'
Селиванова В.Ф., Хромых А.М., Шипулин Д.А., Акулова К.Ю.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ *
Аннотация:
в связи с сильным влиянием зрительного дефекта на развитие человека, дети с нарушением зрения имеют характерные особенности, речь о которых пойдет в данной статье
Ключевые слова:
нарушение зрения, слепые, слабовидящие, тифлопедагогика
Нарушение зрения у детей - это одна из важных проблем, встречающихся в современном обществе, т.к. 80% информации ребенок получает именно через зрительный анализатор. Дети, у которых наблюдаются проблемы со зрением, сильно отличаются от своих сверстников, нуждаются в повышенном внимании, требуя иного подхода к обучению различным навыкам, нежели ровесники с хорошим зрением. У ребят, как правило, значительнее развиты другие органы чувств, с помощью которых они познают окружающий мир. Компенсация происходит за счёт отличного слуха и осязания. Получение знаний и методики обучения различаются, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения [1,C.15]. Знание особенностей нарушения зрения позволяет понять психологические особенности личности слабовидящих детей. При нарушенном зрении значительная часть периферийной системы зрения страдает, что обуславливает своеобразие зрительных ориентаций, уровень осведомленности о предметном мире значительно снижается. Тем не менее, психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет свои особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения действительности. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности ребенка - активности. На формирование личности ребенка с нарушением зрения будут оказывать влияние не только биологические факторы, но и социальные: социальное окружение, неблагоприятные условия в семье, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности получения информации для саморазвития и общения с другими людьми. При нарушении зрения существенно ухудшается ориентировка на большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность, в свою очередь, приводит к развитию гипотонии мышц - их слабости. Для слепых главным органом взаимодействия с какими либо предметами является рука, учитывая этот фактор у них должны быть хорошо развиты пальцевой, ладонный и кистевой способы восприятия. Незрячие должны овладеть навыком считывания тактильно рельефнографических изображений, что сильно облегчает получение информации об окружающем мире [2,C.78]. Зрительная память отсутствует или ослаблена. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и не могут не измениться под факторами нарушения зрения, поскольку меняются жизненные интересы и потребности. Учитывая, что слепые и слабовидящие имеют ту же "номенклатуру" эмоций и чувств, что и зрячие, но степень и уровень их развития могут быть отличными. В воспитании и обучении детей с нарушениями зрения требуются особые специалисты – тифлопедагоги. Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения. В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению [3,C.130].
Номер журнала Вестник науки №3 (12) том 4
Ссылка для цитирования:
Селиванова В.Ф., Хромых А.М., Шипулин Д.А., Акулова К.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ // Вестник науки №3 (12) том 4. С. 54 - 56. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1073 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*