'
Пешкова В.А., Булавина И.В.
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения конкурентоспособности организации. Для того, чтобы решить данную проблему, рассматривается историческое появление конкурентоспособности. В статье выделяются основные задачи, которые решает конкурентоспособность
Ключевые слова:
конкурентоспособность, конкуренция
В настоящее время понятие «конкуренция» представляет собой универсальную категорию и используется для характеристики разнообразных форм взаимодействий и в самых разных сферах. Несмотря на то, что понятие конкуренции сформировалось в древние времена, современный термин «конкуренция» происходит от немецкого слова «konkurrenz». В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с помощью слов «concurro/concurencia» обозначали различные явления (с одной стороны слияние и взаимопроникновение, с другой стороны – столкновение). Эти латинские слова отражали процессы взаимодействия и применялись для обозначения процессов. Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке и потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В экономической сфере конкуренция проявляется в соперничестве за заключение сделок и долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба представляет собой динамический (ускоряющий движение) процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами. Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции. Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке. Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка. С конкуренцией тесно связано понятие конкурентоспособность. В экономической литературе понятие «конкурентоспособность» определяется как способность продукции, товара и услуг отвечать требованиям рынка. В свою очередь, товары и услуги, обладающие определенными потребительскими свойствами и качественными параметрами, представляют собой концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационноуправленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, предприятия или отдельного товаропроизводителя. Конкурентоспособность - это совокупность качеств субъекта (объекта), обеспечивающих превосходство над аналогичными субъектами (объектами). Экономические аспекты конкурентоспособности отражаются в конкурентоспособности отдельного товара и конкурентоспособности фирмы. Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя (потребителя). Конкурентоспособность предприятия (фирмы) определяется с позиций компаративной (сравнительной) выгоды. Например, индивидуальный субъект рынка приобретает товары и услуги там, где они дешевле, а продает тому покупателю, который предлагает наиболее высокую цену. Такое поведение присуще не только отношениям на внутреннем рынке, но и в международной торговле. Если фирма не может реализовать свою продукцию и услуги по рыночным ценам, значит, она неконкурентоспособна. Если же фирма в состоянии расширить свое присутствие на рынке (внутреннем или международном), она имеет потенциальную конкурентоспособность. То есть, если субъект рынка длительное время выдерживает конкуренцию и развивает свое производство, увеличивая рынок сбыта своего товара, то этот субъект является конкурентоспособным. В заключении хочется сказать, что конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. Она, в свое время, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции либо оказываемых услуг, то есть от того, насколько она лучше аналогов, предлагаемых предприятиями-конкурентами. Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это возможность успешно оперировать на конкретном рынке в определенный период времени с помощью выпуска и реализации конкурентоспособных товаров или услуг.
Номер журнала Вестник науки №3 (12) том 5
Ссылка для цитирования:
Пешкова В.А., Булавина И.В. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №3 (12) том 5. С. 50 - 52. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1088 (дата обращения: 06.10.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*