'
Домиев Б.Н., Убеев А.А.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВАФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ *
Аннотация:
В статье показано разрешение проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов посредством создания и совершенствования модели образовательно – оздоровительного пространства в контексте системно – деятельностного подхода. Особое внимание уделено анализу структуры данной модели
Ключевые слова:
системно – деятельностный подход, здоровая личность
Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов всегда актуальна. С введением ФГОС эта проблема стала еще острее, ведь они предполагают подготовку выпускника не только, как успешной, компетентной, но и здоровой личности. Одним из способов разрешения данной проблемы считаем создание и совершенствование модели образовательно – оздоровительного пространства в контексте системно – деятельностного подхода. В основу модели положены принципы комплексности, интегративности и толерантности, которые помогают решать образовательно – оздоровительные задачи в системе всех видов деятельности. Модель состоит из блоков: «Урочная деятельность» и «Внеурочная деятельность». Урочная деятельность. Урок является основной формой обучения, гарантом образовательного учреждения. В соответствии с ФГОС по типу урока выбраны уроки деятельностной направленности. На уроках особую роль отводим здоровьесберегающим технологиям, которые дают возможность обучающимся не только ставить и реализовывать учебные цели, но и конструировать активные сотрудничества преподавателя и обучающегося, обучающегося с сокурсниками. Реализация системно – деятельностного подхода на уроках для формирования здоровой личности осуществляется через освоение теоретических и методических знаний в области физической культуры, приобретение умений осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность, многообразие форм и методов и приемов, базовые виды спорта, подготовку к профессиональной деятельности. Так, например, обучающиеся на уроках по теме «Волейбол» после тактических действий (индивидуальных, групповых, командных, в нападении, в защите, на приеме, на страховке и т.д.) сравнивают физические упражнения по критериям эффективности для решения различных задач, установления причинно – следственных связей. Особую роль отводим проектной деятельности. Обучающиеся разрабатывают и осуществляют учебные проекты по отдельным темам программы. К примеру проект по теме «Легкая атлетика» позволил разработать обучающимся продукт – комплекс физических упражнений для будущих программистов с целью снятия утомления во время работы. Внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, направленная на формирование здоровой личности, заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени. Мы выделяем такие ее основные формы, как соревнования, праздники, занятия в спортивных секциях, дни здоровья и др. У нас организованы секции по волейболу для юношей и девушек (руководитель Б.Н. Домиев), по баскетболу (руководитель А.А. Убеев), которые приобщают обучающихся к систематическим занятиям спортом. Для формирования здоровой личности в контексте системно – деятельностного подхода обращаем особое внимание на отбор средств и методов работы с обучающимися. Так, например, для развития силы и скоростно – силовых качеств обучающихся применяем метод кратковременных, непредельных усилений, для развития быстроты – метод увеличения скорости движущегося объекта, метод увеличения числа возможных изменений обстановки, игровой, соревновательный методы, для развития выносливости – интегральный метод. В технической и тактической подготовке выделяем особо изучение приема в упрощенных и усложненных условиях и на закреплении приема в игре, анализ ошибок в коллективе. Проекты праздников «А, ну – ка, парни!», «Сильнее, быстрее и выше!», «День Здоровья» дают возможность выявить не только сильнейших в отдельных видах спорта, конкурсах, но и помогают скорректировать способы действия для дальнейшего формирования здорового образа жизни обучающихся. Таким образом, системно – деятельностный подход является основой для формирования здоровой личности, личности, способной в будущем решать профессиональные задачи. Высокий уровень физической и умственной работоспособности становится одним из показателей XXI века – века профессионалов.
Номер журнала Вестник науки №4 (13) том 1
Ссылка для цитирования:
Домиев Б.Н., Убеев А.А. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВАФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ // Вестник науки №4 (13) том 1. С. 33 - 35. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1107 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*