'
Дядюшкина Ю.А., Юсупова С.Я.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в работе рассмотрено взаимодействие государства и частного бизнеса на примере таможенной (околотаможенной) сферы. Выявлены преимущества такого типа сотрудничества, названы проблемы вопросы применения ГЧП в околотаможенной сфере в настоящее время и предложены меры по их решению.
Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, таможенные органы, околотаможенная сфера, ГЧП, товарооборот, таможенные услуги
В настоящее время при реализации поставленных задач таможенным органам приходится взаимодействовать с различными системами и инфраструктурами, не все из которых являются государственными. Участники внешнеэкономической деятельности все чаще прибегают к привлечению посреднических структур – таможенных представителей, перевозчиков, лабораторий – для минимизации трудовых, временных и финансовых затрат при осуществлении таможенных процедур.Стоит отметить, что подобная заинтересованность участников ВЭД в снижении затрат зачастую противоречит интересам таможенных органов, заинтересованных в получении полной собираемости таможенных пошлин и налогов.Подобное взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД некоторые ученые определяют как «процесс воздействия друг на друга таможенных органов и бизнеса в связи и по поводу перемещения товаров через таможенную границу для достижения установленных целей» [2]. Данное взаимодействия представлено на рис.1. /Рис. 1 Взаимодействие таможни и бизнеса.Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это один из наиперспективнейших способов развития инфраструктуры Российской Федерации. Данное взаимодействие государства и представителей частного бизнеса нацелено не только на финансирование и помощь в строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и предполагает дальнейшую эксплуатацию и развитие данного объекта представителем бизнеса. ГЧП как вид сотрудничества нацелен на долгосрочную перспективу взаимодействия, при которой частная сторона сможет предоставлять услуги на объектах инфраструктуры [1]. С экономической точки зрения такое сотрудничество крайне выгодно для государства, оно позволяет привлечь частных инвесторов в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов. При этом участие государства в экономическом обороте значительно сокращается [6]. Государственно-частное партнерство, как форма взаимодействия государства и бизнеса, обладает рядом значительных преимуществ, что объясняет стремительно растущий интерес к использованию принципов такого сотрудничества, как в развитых, так и в развивающихся странах. Данные преимущества представлены на рис.2./Рис.2 Преимущества ГЧП.Развитие ГЧП в таможенной сфере было продиктовано острой необходимостью в объединении усилий государства и бизнеса в рамках осуществления инновационных проектов, направленных на увеличение товарооборота и активному продвижению национальной продукции на мировой рынок [4]. Данное взаимодействие базируется на трех основных принципах, представленных на рис.3. /Рис.3 Принципы ГЧП.Одной из наиболее популярных областей взаимодействия таможни и частного бизнеса является осуществление проектов по строительству транспортно-логистических комплексов, нацеленных на увеличение диапазона предоставляемых услуг и повышение их качества. В результате такого сотрудничества обе стороны получают определенные преимущества: со стороны государства- это получение услуги таможенного контроля на более высоком уровне, с использованием высокотехнологичных современных систем досмотра, бизнес же получает возможность оказания дополнительных коммерческих услуг, таких как хранение, складирование, транспортировка и др.Невозможно не отметить положительное влияние государственно-частного партнерства на развитие национальной экономики и формирование таможенной политики государства. Результатом взаимодействия, основанного на принципах ГЧП, растет качество производимых товаров, что как следствие вызывает повышение конкурентоспособности отечественных производителей и национального продукта в целом. С точки зрения возможностей привлечения внебюджетных ресурсов для реализации особо значимых таможенно-логистических проектов, ГЧП способно выступить в роли мощного институционального и организационного альянса государства и бизнеса, нацеленного на развитие инструментов макроэкономического управления, улучшение использования государственного имущества, выполнение наиболее важных проектов в таможенной (околотаможенной) сфере, повышение отдачи от инвестиций и логистически-ориентированную модернизацию технико-технологической базы участников ВЭД.Решение многих проблемных вопросов в области развития таможенной (околотаможенной) инфраструктуры может быть найдено за счет объединения усилий государства и частного бизнеса. Продуктивное сотрудничество таможенных органов и представителей инфраструктурных и инвестиционных компаний может способствовать скоординированному развитию терминалов, различных типов транспорта и коммуникационных структур.Несомненно, стоит отметить, что на основе анализа уровня развития форм и механизмов ГЧП в Российской Федерации можно сделать выводы о присутствии в данной области некоторых проблем, которые государству только предстоит решить. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы взаимодействия государства и бизнеса проработана не в полной мере и требует скорейшей доработки и унификации. Кроме того, эффективное осуществление проектов, реализуемых на принципах ГЧП, невозможно без дальнейшего развития договорных и организационных форм. Существующие нормативно-правовые акты еще не слишком четко регламентируют принципы и порядок взаимодействия участников концессионных отношений, что снижает мотивацию бизнес-структур к участию в подобных организационно-экономических конструкциях. Для обеспечения эффективности ГЧП в условиях концессий в таможенно-логистической сфере нужна разработка ряда подзаконных актов, уточняющих отношения участников партнерства по поводу создания и эксплуатации инфраструктурных объектов.Неравномерный уровень развития инфраструктур внутренних и приграничных субъектов страны под влиянием стабильного ежегодного увеличения внешнеторгового оборота РФ усилил проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Для решения данной проблемы можно воспользоваться механизмом государственно-частного партнерства, что требует развития системы государственных гарантий для высокоэффективных проектов в таможенно-логистическом (околотаможенном) комплексе с использованием адекватной налоговой системы. При разработке и использовании такой системы эффективность трансграничных процессов, несомненно, возрастет.Кроме того, активное вовлечение проектов ГЧП в околотаможенную сферу требует задействования мощных кредитных структур, таких как Сбербанк и Внешэкономбанк. Для расширения притока частных инвестиций в проекты развития таможенно-логистической инфраструктуры на концессионной основе государству нужно обеспечить для взаимодействующих сторон приемлемый баланс рисков и преимуществ.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Дядюшкина Ю.А., Юсупова С.Я. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 40 - 46. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11601 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*