'
Илларионова Т.В.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА *
Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос системы управления дебиторской задолженности на предприятии жилищно-коммунального хозяйства, а также рассмотрен комплекс мер по предотвращению и взысканию дебиторской задолженности.
Ключевые слова:
дебиторская задолженность, система управления дебиторской задолженностью, жилищно-коммунальное хозяйство
Самой значимой задачей, являющейся основной проблемой всех руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства, является эффективное правовое управление дебиторской задолженностью.В настоящее время задолженность населения по оплате за коммунальные услуги является наиболее распространенным видом долга во взаимоотношениях между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и потребителями услуг. Именно по этой причине большинство споров, находящихся на разрешении в судах общей юрисдикции, возникают между организациями жилищно-коммунального хозяйства и физическими и юридическими лицами.Главным элементом в системе платежей является контроль. Контроль позволяет непрерывно сопоставлять цель с фактом. Систематизация платежей – это работа по сбору данных о размерах платежей. Работа по выявлению проблемной задолженности должна осуществляться постоянно, на регулярной основе.Сложно переоценить роль мер, принимаемых для предотвращения дебиторской задолженности. Главное, чтобы работа выполнялась регулярно ответственным лицом. На данный момент предприятия могут использовать комплекс мер по предотвращению и взысканию дебиторской задолженности:1. Контроль и анализ состояния дебиторской задолженности: ежемесячный мониторинг долгов, составление реестра должников с остатками сумм долга, привлечение юриста для осуществления работы по досудебному урегулированию. 2. Оповещение должников с помощью смс-сообщения или телефонной связи, путем размещения списков на информационных досках и индивидуальное письменное уведомление об этом. 3. Личные беседы с должниками, с целью составления плана постепенного погашения долга. По мнению экспертов, такой подход считается одним из наиболее эффективных способов воздействия.4. Заключение соглашений о реструктуризации долга. Этот двусторонний документ не только определяет условия и сроки погашения задолженности, но и является гарантией для обеих сторон. Согласно этому соглашению, должник обязуется закрыть свою задолженность в течение 2-3 месяцев согласно утвержденному графику погашения. Это позволяет должнику более осознанно планировать свои финансы и постепенно избавляться от долга, не допуская его дальнейшего увеличения. 5. Начисление пени – в ч. 14 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ предусмотрена мера гражданско-правового воздействия на лиц, которые допускают образование дебиторской задолженности. [1] Такие лица обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент оплаты.6. Досудебное воздействие – направление должнику уведомления, оно выступает в качестве официального предупреждения о намерении обращения в суд в целях взыскания задолженности. Это позволяет альтернативно решить спорную ситуацию еще до того, как она достигнет суда.7. Отключение или ограничение подачи коммунальных услуг.Взыскание задолженности в судебном порядке означает получение решения суда о взыскании (исполнительный лист). После получения этого документа он передается Федеральной Службе Судебных Приставов, которая берет на себя дальнейшую работу с должником. Судебные приставы занимаются выяснением средств, которые можно использовать для взыскания задолженности, и применением соответствующих мер по закону. В случае неплатежеспособности должника приставы могут принимать дополнительные меры, такие как арест имущества или зарплаты, чтобы осуществить взыскание.Число исполнительных документов по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с каждым годом становится все больше. То есть долги населения, и различных юридических лиц за коммунальные услуги. Исполнение таких производств является достаточно проблематичным и сложным делом, так как у большинства должников официальных доходов и имущества, на которое судебный пристав может наложить взыскание. Но какие-то должники могут оплачивать свой долг, через ежемесячное удержание из заработной платы. В данном случае сложность в том, что подобных должников судебный пристав должен сначала застать дома, и либо убедить оплатить задолженность наличными, либо сообщить свое место работы. Как показывает практика, самыми дисциплинированными плательщиками являются пенсионеры и семьи со средним достатком, а наиболее злостными неплательщиками, чаще всего, являются асоциальные семьи и люди с высоким уровнем доходов. После трех месяцев непогашения задолженности у должника будет арестовано имущество и продано в счет долга. Взыскание задолженности может проводиться также через обращение на взыскание имущества, находящегося на вкладах в банках, кредитных учреждениях и других видов имущества. Данная мера воздействия на должников является самой эффективной. После посещения судебных приставов и ареста имущества большинство должников погашают свои долги[3].Таким образом, можно сделать следующие выводы, что на сегодняшний день в компаниях жилищно-коммунального хозяйства управление дебиторской задолженностью осуществляется разрозненно, нет определенной системы управления. Мероприятия, позволяющие снизить дебиторскую задолженность практически не проводятся. Анализ должников и отчетности о дебиторской задолженности осуществляется не в полной мере и не часто, что не позволяет вовремя и эффективно реагировать, вырабатывать конкретные методики взаимодействия с дебиторами.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Илларионова Т.В. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 101 - 105. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11610 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*