'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 15

Просмотры  115 просмотров

Илларионова Т.В.

  


ПРОБЛЕМЫ ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА *

  


Аннотация:
в данной статье отражены подходы к характеристике дебиторской задолженности, рассмотрены классические элементы системы управления дебиторской задолженностью и специфические инструменты, применяемые в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Рассмотрены основные проблемы по вопросу управления дебиторской задолженностью в организациях жилищно-коммунальной сферы.   

Ключевые слова:
дебиторская задолженность, элементы задолженности, ЖКХ, коммунальные службы   


Одной из важнейших составляющих системы жизнеобеспечения населения является сфера жилищно-коммунальных услуг. Проблемы функционирования организаций данной отрасли незамедлительно отражаются на качестве услуг, а соответственно и качестве жизни людей, а проблема управления дебиторской задолженностью, всегда была актуальной для предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства.Многие авторы под дебиторской задолженность понимают право требования организации на поступление финансовых и нефинансовых активов, возникающее из обязательств юридических и физических лиц по договору, в ходе хозяйственной деятельности, с целью обеспечения приемлемого уровня финансовой устойчивости [4,5].Достоинством сферы жилищно-коммунального хозяйства является то, что спрос на услуги в этой отрасли является одним из самых стабильных, так как услуги, которые оказываются населению, всегда востребованы. Но, с другой стороны, в силу специфики своей деятельности и ограничений в законодательстве организации жилищно-коммунального хозяйства не имеют возможности оказывать свои услуги на условиях предоплаты, кроме того, услуги данных предприятий оплачиваются только после и при условии их абсолютного выполнения. От этого возникает высокий уровень дебиторской задолженности, что является недостатком сферы жилищно-коммунального хозяйства. Долги организаций жилищно-коммунального хозяйства очень высоки. Так по данным статистики долги населения и прочих потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2010 году составили более 600 млрд. р. [6].Дебиторская задолженность предприятия влечет за собой экономические потери. Наибольшую долю дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунальной сферы составляет:задолженность потребителей жилищно-коммунальных услуг (собственников жилых помещений физических и юридических лиц),задолженность бюджетов по финансированию предприятий жилищно-коммунальной сферы, направленная на возмещение льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых гражданам,задолженность бюджета по финансированию расходов, вызванных производственной деятельностью, которые не предусмотрены при формировании экономически обоснованного тарифа.Задолженность населения по оплате коммунальных услуг – наиболее распространенный вид долгов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, составляет значительную долю в общей сумме дебиторской задолженности, как правило, от 70 до 90%. А на долю сомнительной дебиторской задолженности приходится порой более 50% [7].Канке А.А. и Кошевая И.П., при осуществлении анализа качества дебиторской задолженности также классифицирует дебиторскую задолженность по срокам её образования: до 1 месяца, от 1 месяца до 3 месяцев, от 3 месяцев до 6 месяцев, от 6 месяцев до года, свыше 1 года [3].По результатам анализа задолженности покупателей по срокам долга перед МУП «Нововаршавская тепловая компания» Нововаршавского района Омской области за 2022 год можно увидеть, что основная часть дебиторской задолженности приходится на срок свыше 90 дней (5 505 тыс. руб.). На втором месте задолженность от 8 до 15 дней (3 277 тыс. руб.). И на третьем месте – задолженность до 7 дней (2 692 тыс. руб.)/Рис. 1. Задолженность покупателей МУП «Нововаршавская тепловая компания» по срокам долга на 31.12.2022.В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, причем данная обязанность возникает у собственника с момента возникновения права собственности на такое помещение[1]. Собственник помещения часто не воспринимает свои просроченные платежи как образовавшийся долг, а считает потребленные ресурсы общественным благом. Должниками часто являются люди с низким доходом, кого не устраивает очередное повышение тарифов, или владельцы с высоким уровнем дохода, которые просто не хотят вовремя оплачивать счета.Сложность работы с должниками заключается в том, что отключение или ограничение водоснабжения, отопления или канализации практически невозможно по техническим причинам. Отключить стояк, подъезд или дом возможно только в том случае, если это частный дом, если дом является многоквартирным, то необходимо проводить работу с инженерными системами здания. Эти меры являются проблематичными, в этом случае людям, которые исправно платят за коммунальные услуги не должны достаться последствия тех мер, которые принимают по отношению к их нечестным соседям. К сказанному необходимо добавить, что деятельность по управлению дебиторской задолженностью в организациях жилищно-коммунального хозяйства обычно организована не очень эффективно. К числу наиболее острых и часто встречающихся проблем относятся:управление дебиторской задолженностью не осуществляется вообще или осуществляется периодически,отсутствуют четкие принципы и система управления дебиторской задолженностью,нет лиц, в обязанности которых входило бы управление дебиторской задолженностью,отсутствует четкая система документооборота, система контроля и обмена информацией о состоянии дебиторской задолженности между специалистами и подразделениями,отсутствуют формы документов, которые упростили бы учет, анализ и взыскание дебиторской задолженности.Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что зачастую для успешного управления дебиторской задолженностью предприятию жилищно-коммунального хозяйства не хватает специалистов, обладающих соответствующими знаниями и навыками, методами и инструментами управления дебиторской задолженностью, адаптированными к специфике организаций жилищно-коммунального хозяйства, техническими средствами и программным обеспечением.В рамках взаимодействия с потребителями и организациями жилищно-коммунального хозяйства, можно предложить следующие направления для активизации и усиления агитационной деятельности, а также информационно-разъяснительной работы:1. Создание специальных веб-сайтов и мобильных приложений, где потребители смогут легко получить необходимую информацию о коммунальных услугах, правилах пользования, сроках оплаты и других важных вопросах.2. Расширение использования социальных сетей: использовать популярные социальные платформы для регулярного размещения полезной информации, ответов на вопросы пользователей и организации онлайн-консультаций.3. Проведение информационно-разъяснительных мероприятий с потребителями в различных форматах, например проведение семинаров, тренингов, вебинаров.4. Создание информационных брошюр, листовок, которые можно распространять в общественных местах, лично выдавать жителям и организациям, а также размещать на информационных стендах.5. Развитие системы онлайн-консультаций и обратной связи, где пользователи могут задавать вопросы и получать оперативные ответы, высказывать свои предложения, жалобы и пожелания.6. Участие представителей организаций жилищно-коммунального хозяйства в различных мероприятиях, форумах и выставках, что позволит установить контакт с потребителями, обменяться опытом с коллегами.Вышеуказанные мероприятия помогут организациям жилищно-коммунального хозяйства эффективно взаимодействовать с потребителями, предоставлять им необходимую информацию и создавать комфортные условия для всех сторон.В заключении можно отметить, что неэффективное управление дебиторской задолженностью, наличие у предприятия просроченной и безнадежной дебиторской задолженности имеют отрицательное влияние не только на само предприятие, но и ухудшают качество услуг тех граждан, которые выполняют свои обязательства и платят за коммунальные услуги вовремя.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Илларионова Т.В. ПРОБЛЕМЫ ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 106 - 112. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11611 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11611



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.