'
Косякова И.В., Агинян А.Р.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ *
Аннотация:
в статье проводится анализ подходов разных исследователей к вопросу выбора стратегии развития организации. Делается вывод о том, что для разных отраслей народного хозяйства должны быть свои рекомендации по стратегическому развития. Проводится краткий анализ состояния пищевой промышленности и выделяются факторы, влияющие на выбор стратегии развития предприятий отрасли.
Ключевые слова:
стратегия, стратегическое развитие, пищевая промышленность, конкуренция, ключевые факторы
Практика работы современных предприятий показывает, что для успешного функционирования на рынке крайне важным является поддерживать конкурентоспособный уровень фирмы. Существует много разных способов добиться лидирующего положения, одним из которых можно считать верно выбранную стратегию развития. Именно утвержденная стратегия развития помогает правильно расставить приоритеты при принятии решения, выбрать верное направление инвестирования, акцентировать внимание на тех издержках производства, которые действительно требуется снижать, выбрать тех партнеров, с которыми следует заключать договора и т.д. очевидно, что ошибки, допущенные при выборе стратегии развития могут серьезно повлиять на принимаемые решения и, как следствие, на прибыть организации.Разные исследователи выделяют разные подходы к выбору стратегии развития организации и выбора общего направления развития. Так, например, Ловчикова Е.И., Грудкина Т.И., Волченкова А.С. считают, что: «Стратегическим направлением развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности следует считать ее кластеризацию. В настоящее время процесс кластеризации охватывает многие отрасли промышленного сектора, при этом целый ряд образованных кластерных структур уже дал весомый синергетический эффект за счет объединения усилий смежных отраслей производственной сферы» [1]. По мнению Черепановой Т.Г.: «Ни одно серьёзное управленческое решение не может быть принято без грамотно продуманной стратегии. Но «формальное наличие» стратегического плана не является стопроцентной гарантией того, что предприятие будет иметь долгосрочную прибыль и процветать. Необходимо оценить эффективность детально проработанной стратегии: способна ли она раскрыть маркетинговые перспективы, соизмерить затраты и ожидаемые денежные притоки» [2]. Проведя свои исследования Акимов А.И. пишет: «Стратегии развития предприятий пищевого сектора традиционно базируются на эволюции развития концепций маркетинга, управление которыми корректируется под воздействием обстоятельств внешнего и внутреннего порядка. Несмотря на произошедшие в российской экономике количественных и качественные изменения, как в сфере производства, так и в сфере потребления, подход к маркетингу строиться не на отрицании и полной смене концепции, а на преемственности полезного опыта, накопленного за период рыночных реформ.» [3].Проведенные исследования показывают, что в настоящее время нет и не может быть едино верной стратегии развития для всех организаций. Каждая фирма имеет свой уникальный опыт, работает на своем рынке, имеет свой круг клиентов и партнеров. Кроме того, большое значение при выборе стратегии развития является состояние отрасли, к которой наносится анализируемая организация.Анализируя состояние пищевой промышленности, следует отметить большое число подотраслей, которые в целом формируют отрасль и определяют общий вектор ее развития. На рисунке 1 представлена информации о структуре отрасли на конец 2022 года [4]. Всего в анализируемой отрасли насчитывается около 30 подотраслей и более 25 000 предприятий./Рис. 1. Отраслевая структура пищевой промышленности, %.Как видно из рисунка, наибольшую долю в общем объеме занимает сахарная и хлебопекарная подотрасли. Наименьшее значение – рыбная и масложировая.Анализируя информацию, представленную Росстат, можно сделать вывод, что за 1 полугодие 2023 г объем производства имел тенденцию к росту, который составил 5,3%. При этом в разных подотраслях наблюдается разная динамика. Так, например, производство мясной продукции увеличилось на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Производство круп увеличилось на 7,9%, но при этом производство хлебобулочных изделий снизилось на 2,9%. Среди молочных продуктов наибольший рост имело производство сливочного масла (+11,2%), а вот выпуск кисломолочной продукции снизился на 0,5%. Количество замороженной рыбы сократилось на 7,3%, производство рыбных консервов та же снизилось на 9,7% [5]. Как видно из приведенных примеров, в рамках принятия решения о выборе стратегии своего развития предприятия одной отрасли, но разных подотраслей должны руководствоваться в первую очередь той ситуацией, которая складывается в их сегменте рынки и затем учитывать общие факторы, отражающие развитие всей отрасли в целом [6].В настоящее время перед пищевой промышленностью стоит ряд проблем, которые необходимо учитывать в работе каждой организации. В первую очередь следует обратить внимание на то, что предприятия пищевой промышленности входят в число наименее защищенных в плане колебания цен на сырье и транспортировку. В течении последних лет эти статьи затрат имеют неуклонный рост практически у всех предприятий отрасли.Так же следует обратить внимание на сильное ужесточение нороконтроля за производством пищевых продуктов. В области пищевой промышленности законодательство требует все большей прозрачности в отношении производства продуктов и их местоположения на всех этапах распределения и потребления.Постоянно меняющиеся запросы потребителей заставляют производителей менять процесс производства продукции, а это влияет на заключающиеся договора с поставщиками, а также на процессы управления запасами на производстве. Кроме того, современный потребитель все больше проявляет интерес к экологически чистой продукции, что, как следствие, приводит, во-первых, к изменению процесса производства, выбора упаковки, выбора поставщиков, а во-вторых, к дополнительным затратам на рекламу, подтверждающую экологичность товара.Так же, при выборе стратегии развития, современным предприятиям следует не забывать о появлении новых инновационных продуктов. По результатам исследования Nielsen, 27% российских потребителей активно ищут новые продукты питания, а 42% признаются, что интересуются инновациями в пищевой промышленности. По словам Владислава Романцева, директора по стратегическому развитию ЭФКО, все больше мелких и средних компаний отвечают запросам потребителей и занимаются разработкой и производством инновационных продуктов, не говоря о крупных производителях.На рисунке 2 представлены выделенные авторами факторы, которые следует учитывать при принятии стратегических решений предприятиями пищевой промышленности./Рис. 2. Факторы, влияющие на выбор стратегии развития организаций пищевой промышленности.В заключении следует отметить, что пищевая промышленность – важнейшая сфера производства, работающая на удовлетворение потребностей населения. Каждая организация вносит свой вклад в ее развитие и безусловно очень важно, чтобы как можно больше фирм имели высокие экономические и производственные показатели. Правильно разработанная стратегия развития организации позволит ей повысить результаты производства и выстоять в конкурентной борьбе на рынке. Большую роль при этом будет играть учет факторов, представленных в данной статье.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Косякова И.В., Агинян А.Р. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 127 - 133. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11614 (дата обращения: 09.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*