'
Просвиров С.Р.
ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОСОЮЗА *
Аннотация:
данная статья посвящена рассмотрению опыта развития институтов ГЧП на примере стран-участников Евросоюза и Великобритании. В статье будут рассмотрены заключенные ГЧП-договоры в различных отраслях и секторах экономики. Будут выделены отрасли, ГЧП в которых получило наибольшее распространение. Кроме того, в статье будет проведен анализ влияния наличия в рассматриваемых странах законодательства в сфере ГЧП на эффективность использования института государственно-частного партнерства. Результатом будет выявление ключевых факторов, оказывающих влияние на эффективность реализации проектов в рамках ГЧП.
Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, опыт стран Евросоюза, опыт Великобритании, сотрудничество государства и бизнеса, предпринимательство в Великобритании
Введение. В современном мире развитие государства неразрывно связано с развитием частного предпринимательства и, как следствие, ростом благосостояния населения. Кроме того, для реализации некоторых задач государство вынуждено обращаться к частным предприятиям, поскольку зачастую частные компании способны быстрее реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынков и производить качественно новые продукты и услуги, что делает их более подходящими для выполнения государственных подрядов в высокотехнологичных отраслях экономики. Однако, учитывая ограниченность ресурсов в целом и дефицит бюджета большинства стран в частности, создание новых форм взаимодействия государств с частными предприятиями просто необходимо, и одной из таких форм является именно государственно-частное партнерство. Соответственно, для эффективной реализации механизмов ГЧП у представителей государственного сектора должно быть четкое представление как об особенностях бизнес-процессов контрагента, так и умение взаимодействия на взаимовыгодных условиях с учетом особенностей конкретной отрасли экономики и конкретного проекта.Данная статья обозревает опыт зарубежных стран, существование рыночных экономик в которых имеет продолжительную историю, а также имеющих богатый опыт взаимодействия с представителями частного предпринимательства.Опыт Великобритании. Рассматривая опыт Великобритании в сфере ГЧП, необходимо отметить, что в данной стране ГЧП получило специальную регулирующую законодательную базу значительно раньше, чем в других странах. Так, в 1992 году была принята концепция под названием «Частная финансовая инициатива (в переводе). В рамках данной концепции частные компании получили возможность реконструкции. Эксплуатации и строительства государственных инфраструктурных объектов, что в свою очередь явилось основой формирования Британской модели государственно-частного партнерства. Вплоть до 2008 года данная концепция была широко распространена и являлась достаточно эффективной, однако с наступлением мирового финансового кризиса ее эффективность и объемы оказываемых в рамках нее услуг значительно снизились ввиду сокращения числа проектов по причине приостановки финансирования [1, с. 4].На данный момент в Великобритании выделяют три основные формы ГЧП: 1) Акционирование. В рамках данной формы государством создаются совместные с бизнесом предприятия, что обеспечивает передачу государственного имущества в руки частных владельцев. Другим вариантом такой формы может являться продажа части акций компании с государственным участием частному предприятию.2) Частная финансовая инициатива. В рамках этой формы заключаются долгосрочные договоры на эксплуатацию, строительство, ремонт и т.д. государственной инфраструктуры. 3) Аутсорсинг. Данная форма предполагает делегирование частным предприятием ряд государственных функций.Несомненным преимуществом Британской модели является возможность выбора конкретной формы в каждом отдельном случае. Однако, важно отметить, что далеко не любой инвестиционный проект может быть отнесен к категории ГЧП. Так, существует ряд требование, несоответствие которым приведет к невозможности признания проекта ГЧП [2, с. 2].Говоря об объемах государственно-частного партнерства, стоит отметить, что по состоянию на 2018-2019 годы реализовывалось около 700 проектов в рамках ГЧП, общая стоимость которых составляла 54.000.000.000? (около 52% из которых относилось к транспортной сфере). Однако, сферами-лидерами по числу реализуемых проектов являются образование и здравоохранение. Говоря о компаниях, выступающих инвесторами, отметим, что зачастую ими являются пенсионные фонды по причине предоставления высокого уровня гарантий, а также доступа к существенным финансовым ресурсам.На данный момент в Великобритании существует Фонд обеспечения регионального экономического роста, привлекающий частные средства (не из бюджета) и располагающий более, чем 2.500.000.000? на 2019 год [2 с. 1].Рынок ГЧП в странах континентальной Европы. Рассматривая рынок ГЧП в странах континентальной Европы, отметим, что совокупный объем данного рынка по состоянию на 2018 год составляет более, чем 14.000.000.000€, что, однако, на 4% меньше, чем годом ранее [9 с. 4].Исходя из открытых данных, можно сделать вывод о том, что количество проектов (39) по состоянию на 2018 является минимальным более чем за 20 лет. При этом средняя стоимость проекта достигла 375.000.00€, увеличившись за год на 10%. Однако особенностью приведенной статистики является то, что порядка 70% совокупной стоимости всех проектов составляют всего 8 проектов, к которым в том числе относится и турецкий Мост Чанаккале. Из 8 самых дорогих проектов 7 относятся к транспортной инфраструктуре, и лишь 1 (Лаборатория в Билкентском Университете) относится к сфере науки и образования. Лидером по стоимости проектов является Турция с показателем более чем в 5.000.000.000€, в то время как лидером по количеству проектов является Франция с показателем 15 проектов. Важно отметить, что в ранее упомянутой Великобритании при затратах порядка 500.000.000? было реализовано 8 проектов, что говорит об эффективности механизма ГЧП в этой стране.Невозможно приуменьшить роль страховых компаний и пенсионных фондов в реализации проектов. По состоянию на 2018 год более половины реализованных проектов получали средства за счет альтернативных финансовых моделей [10 с. 3].Говоря об отраслевой специфике, необходимо отметить, что лидером по цене проекта является транспортная сфера. Кроме того, что в транспортной сфере, что в сфере телекоммуникаций было реализовано по 7 проектов. Лидером по числу реализованных проектов является сфера науки и образования с показателем в 9 проектов общей стоимостью менее 1.000.000.000€ [4 с. 3].Рассмотрим аспекты правового регулирования сферы ГЧП в европейских странах. Так, на государственном уровне законы, регулирующие ГЧП, отсутствуют в Великобритании, Турции и Нидерландах. В то время, как во Франции, Германии и Ирландии соответствующие законы были приняты в 2008, 2005 и 2002 годах соответственно. Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что закрепленное законодательное регулирование сферы ГЧП не является ключевым условием успехов страны в этой сфере, что подтверждает пример Турции и Нидерландов. Можно предположить, что в большей степени успех зависит от наличия соответствующих государственных органов, эффективно выполняющих свои полномочия в данной сфере и, естественно, при условии наличия квалифицированных государственных служащих. Хотя умалять значение законодательно закрепленной базы для ГЧП неправильно, ведь лидирующие позиции занимает Франция, относительно давно принявшая соответствующий закон [4 с. 4]. Кроме того, значительным фактором, влияющим на успех развития ГЧП, является наличие возможностей получать льготное кредитование и налоговые льготы. Одним из методов получения льготного кредитования является создание целевых фондов для финансирования ГЧП-проектов как в Великобритании.Заключение. В последние годы институт ГЧП подвергался значительным видоизменениям, что было вызвано как с одной стороны пандемией COVID-19 и ее последствиями и прочими событиями, произошедшими в последние несколько лет и повлиявшие на экономику большинства стран, так и с другой стороны региональными и отраслевыми особенностями, влияющими на реализацию конкретного проекта. Однако, по результатам рассмотренного зарубежного опыта можно сделать вывод о том, что, во-первых, одной из ключевых тенденций современного развития ГЧП является централизация государственного управления в данной сфере, во-вторых, в современном мире ГЧП рассматривается как инструмент инфраструктурного развития государства.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Просвиров С.Р. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОСОЮЗА // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 178 - 184. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11623 (дата обращения: 06.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*