'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 36

Просмотры  93 просмотров

Хыдырова А.

  


МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ *

  


Аннотация:
формирование профессиональных интересов будущих специалистов в области экономики опирается на использование математических методов (моделирование, прогнозирование, обработка статистических данных с помощью информационных технологий и т.д.).   

Ключевые слова:
экономист, высшая математика, экономика, образование   


В условиях непрерывного роста информации, быстро меняющегося рынка труда и перехода к массовому высшему образованию решающее значение приобретает поиск новых эффективных технологий обучения математике экономистов, которые должны быть направлены на стимулирование самостоятельной работы студентов, на адаптацию к условиям разнородной студенческой массы. Пора переходить от информационно-объяснительного типа обучения к мыследеятельному.Преемственная связь школьного и вузовского математического образования является одним из основных принципов построения системы образования, обязательным условием непрерывного образования. В настоящее время требования к работникам меняются так быстро, что угадать в момент обучения, чем реально придется заниматься в будущем тому или иному школьнику или студенту, также не представляется возможным. Сегодняшние реалии таковы, что на протяжении «рабочей жизни» приходится несколько раз менять характер своей деятельности, а к этому наши школьники и студенты оказываются не подготовленными. Поэтому как в школе, так и в вузе следует вернуть прежние приоритеты в обучении. При этом следует обратить внимание на тот факт, что только язык и математика могут научить школьника выявлять и устанавливать причинно-следственные связи и в естественных, и в социальных науках. Перефразируя известную цитату, можно сказать, что именно язык и математика ум в порядок приводят. В поиске новых подходов к обучению математике нематематиков в первую очередь надо получить ответ на два ключевых вопроса «Чему учить?» и «Как учить?». Вопрос «Чему учить?» носит стратегический характер и является ключевым в организации учебного процесса. Сегодня обучение математике студентов экономистов осуществляется по учебным программам, предусматривающим отбор материала под выделенное количество учебных часов. В связи с этим всем кафедрам, в том числе и специализирующим, необходимо согласовать учебные программы, используемую терминологию, создать банк задач с экономическим содержанием, имеющих практическую направленность. Кроме этого, необходимо тщательно отобрать базовый материал для обучения математике, без которого невозможно понимание основных понятий экономической теории. Это сложная задача, так как математики считают, что из традиционно сложившейся программы обучения, включающей все разделы математики, ничего нельзя исключить, все важно и нужно. Так как «Высшая математика» является обязательной дисциплиной для изучения студентами экономистами, то необходимо произвести тщательную ревизию изучаемого материала, основываясь на возможностях использования компьютерных технологий и стимулировании самостоятельной работы. Целесообразно изменить соотношение учебных часов между различными разделами математики. Например, такие темы как «Кривые второго порядка», «Раскрытие неопределенностей», «Числовые и степенные ряды» можно предложить студентам для самостоятельного изучения, а освободившееся учебное время потратить на более глубокое изучение дифференциального исчисления для функции одной и многих переменных. Практические занятия по линейной алгебре, частично по математическому анализу, по обыкновенным дифференциальным уравнениям и математической статистике желательно проводить в компьютерном классе, чтобы рутинную вычислительную работу выполнить с помощью компьютера, а большую часть учебного времени потратить на обсуждение сложных вопросов и закрепление полученных навыков. В настоящее время трудно мотивировать студентов активно самостоятельно изучать математику, не помогают ни классические и интерактивные методы обучения, ни информационные и компьютерные технологии. Поэтому поиск ответа на вопрос «Чему учить?» должен помочь найти новые методы, стимулирующие увлеченность студентов учебой. Кроме этого, преподаватели должны помочь студентам поверить в свои силы и всячески поддерживать любые ростки появления желания учиться.Важным тактическим вопросом является вопрос «Как учить?». В настоящее время учебный процесс организован по классической схеме: в течение семестра лекции, практические занятия в пропорции 1 : 1 и контрольные работы, в сессию либо зачет, либо экзамен. В сложившейся ситуации лекция потеряла свое главенствующее значение в силу вышеописанных объективных и субъективных причин. На лекции практически невозможно установить диалог между лектором и студентами по обсуждаемым вопросам. Поэтому основной задачей лектора становится поиск таких примеров по изучаемой теме, которые могут быть затем использованы, например, либо в макроэкономике, либо в микроэкономике. Таким образом, лекция превращается в практическое занятие по решению задач повышенной трудности, которые студенты пытаются по мере возможности законспектировать. В связи с этим целесообразно количество учебных часов, отведенных для лекций и практических занятий поделить в пропорции 1 : 2. Тогда одно из двух практических занятий по определенной теме можно было бы посвятить закреплению изучаемого материала и проводить, используя, например, интерактивные методы обучения (деловые игры).Для активизации творческого потенциала студентов, способных к самостоятельной интеллектуальной деятельности, рекомендовать выполнение рефератов по направлению «Математические методы в экономике, менеджменте и маркетинге». Проводить публичную защиту рефератов, презентацию с использованием информационных технологий. Результаты учитывать при выставлении рейтинговых и экзаменационных оценок. Кроме этого, в связи с рейтинговой системой оценки знаний на всех практических занятиях в течение 10–15 минут можно проводить контрольный письменный опрос по проверке полученных теоретических и практических навыков. По нашему убеждению, несмотря на повсеместное использование компьютерных и информационных технологий, главными орудиями преподавателя математики остаются доска и мел, хотя ноутбук или планшет могут быть незаменимы, если рассматривается решение трудоемких в вычислительном плане задач, а также задач, носящих исследовательский характер.Нынешнее студенчество считает, что думать и делать «вручную» ничего не надо, все есть в компьютере. Поэтому важно научить его понимать, в какой ситуации необходимо работать головой и компьютер не нужен, а когда использование компьютера целесообразно. Заблуждением является представление о том, что повсеместное внедрение компьютерных и информационных технологий будет способствовать повышению качества математического образования студентов менеджеров и маркетологов. Диалог лектора и студентов, ведение конспекта – это веками проверенная методика обучения, высокая эффективность которой подтверждается исследованиями психологов. Она предполагает напряженный умственный труд. А так как сегодня часть студентов трудиться не хочет, то эта методика и не срабатывает. Одной из компонент получения математического образования высокого качества является общение с коллегами, в нашем случае преподавателя со студентами, студентов между собой. Общение не заменит никакая, даже самая умная техника. Обсуждение с живым человеком, а не с компьютером того, что вызывает непонимание, быстрее превращается в понимание.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Хыдырова А. МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 242 - 247. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11632 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11632



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.