'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 44

Просмотры  108 просмотров

Едемский Д.А., Байков С.С.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ *

  


Аннотация:
данная статья исследует вопросы правового регулирования налога на прибыль при использовании цифровых активов. В первой части статьи рассматривается определение цифровых активов и их особенности, включая виртуальные валюты, криптовалюты и блокчейн. Далее исследуется проблема налогообложения при использовании цифровых активов, включая вопросы классификации и оценки цифровых активов и методов их налогообложения. Затем анализируется существующее законодательство и практика налогообложения цифровых активов в различных странах, включая примеры налоговых ставок и особенности налогообложения цифровых активов. В заключении статьи предлагаются рекомендации для улучшения правового регулирования налога на прибыль при использовании цифровых активов.   

Ключевые слова:
цифровые активы, налогообложение, налог на прибыль, виртуальные валюты, криптовалюты, блокчейн, классификация, оценка, законодательство, налоговые ставки, рекомендации   


Введение. Технический прогресс набирает обороты и оказывает все большее влияние на рыночные транзакции и государственные услуги. Сегодняшние технологии пронизывают почти все сферы деятельности человека, начиная от покупки товаров и заканчивая выполнением простых домашних дел. Все хотят воспользоваться преимуществами технического прогресса в повседневной жизни. Одним из наиболее обсуждаемых последствий технического прогресса является виртуальный мир. С развитием интернета возникла возможность экспериментировать в новом пространстве, свободном от границ виртуального и физического мира. Виртуальная среда стала зеркалом реального мира. Здесь процветает цифровая валюта, а люди могут общаться и связываться друг с другом независимо от расстояния. Эпоха 21 века сопровождается появлением новых правовых норм, в основе которых лежит революция в области валютных операций, изменения на международном финансовом рынке и новые модели бизнеса, возникающие благодаря массовому появлению криптовалют. Сегодня в мире существует более 2000 криптовалют. Включение цифровых активов в современный гражданский оборот является перспективным направлением взаимодействия субъектов гражданского права, позволяющим удовлетворить взаимные интересы сторон в гражданских правоотношениях. Однако правовое регулирование данного оборота усложнено неопределенностями, поскольку законодательство не всегда успевает за развитием виртуальных отношений. Особенно неопределенными являются цифровые права, так как они содержат информационный элемент. Некоторые исследователи утверждают, что криптовалюта по своей сути является информацией, закодированной цифрами и буквами. Такая информационная природа объединяет криптовалюты и токены с электронными средствами платежа и отделяет их от "классических" иностранных валют, привязанных к конкретным странам-эмитентам. Необходимость правового регулирования оборота цифровых активов обусловлена тем, что участие граждан в неконтролируемых сделках с токенами и криптовалютами создает реальные риски для их благосостояния. Поэтому государство должно предпринять соответствующие меры для защиты прав и законных интересов своих граждан. Одной из ключевых задач является правовое регулирование общественных отношений в данной сфере и исключение потенциально опасных объектов из гражданского оборота.Цифровой финансовый актив. В Российской Федерации имеются законы, регулирующие налогообложение цифровых активов, включая налог на прибыль. Особое значение имеет Постановление Правительства РФ № 1466 от 12 декабря 2018 года, которое устанавливает правила учета и налогообложения цифровых активов, включая криптовалюту. В 2020 году в налоговый кодекс были внесены изменения, касающиеся налогообложения операций с цифровыми активами. В 2022 году была введена статья о налоговой базе и уплате налога на доходы по операциям с цифровыми финансовыми активами. Цифровые финансовые активы представляют собой активы, существующие только в цифровой форме и осуществляемые с использованием технологии блокчейна или других цифровых регистров. Они обычно обладают преимуществами, такими как безопасность, удобство и низкие комиссии.Цифровые финансовые активы подвергаются финансовому и правовому регулированию их использования в России, где данная сфера активно развивается. Вопрос налогообложения операций с ЦФА, включая налог на добавленную стоимость (НДС), всегда вызывал споры и разногласия. Согласно законодательству, утилитарные токены (другими словами, цифровые сертификаты, подтверждающие утилитарные цифровые права) освобождаются от НДС при их выпуске и обратной покупке цифровых финансовых активов. Однако, продажа ЦФА облагается НДС при сделках между налогоплательщиками. В таком случае, продавец-налогоплательщик обязан заплатить НДС, а покупатель-налогоплательщик имеет право на его вычет.Общие требования налогообложения ЦФА определены в налоговом кодексе Российской Федерации. Существуют также правила определения рыночной стоимости ЦФА, по которым налогообложение сделок с ЦФА сравнивается с налогообложением сделок с имущественными правами. В целях расчёта налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по операциям с ЦФА применяются критерии, основанные на выручке от продажи за вычетом затрат на приобретение и продажу. Операции с ЦФА учитываются при налогообложении вместе с сделками с непередаваемыми ценными бумагами, но убытки от операций с ЦФА запрещено переносить на следующий налоговый период. Владельцы ЦФА обязаны уплачивать налог в размере 13% от дохода, полученного от эмитента ЦФА. Кроме того, если налоговая база превышает 500 тысяч рублей в год, налоговая ставка увеличивается до 15%. Налоговые агенты, такие как операторы информационных систем и бирж ЦФА, организации или индивидуальные предприниматели, которым выплачивают доходы от операций с цифровыми правами, а также номинальные владельцы цифровых прав, обязаны удерживать и уплачивать НДФЛ с доходов от ЦФА в течение 1 месяца с даты окончания налогового периода или даты перечисления денежных средств на счет налогоплательщика или третьего лица.В России возникают проблемы с идентификацией и классификацией цифровых активов для налогообложения. Во-первых, отсутствуют четкие правила и регуляторы, определяющие, какие активы должны быть идентифицированы и классифицированы для налогообложения. Это приводит к разночтениям и оценкам со стороны налоговых органов. Во-вторых, сложности возникают при определении стоимости цифровых активов, особенно если они не торгуются на рынке. Это может привести к ошибкам и завышению налоговых платежей. Более того, экспертиза налоговых органов по цифровым активам нередко оказывается недостоверной из-за недостатка знаний и опыта. Наконец, определение местонахождения актива для налогообложения также может быть проблематичным, особенно если актив хранится в облаке или на удаленном сервере. Цифровые активы становятся все более популярными в России и в мире, несмотря на нестабильность цифрового рынка.NFT. NFT, или незаменимый токен, представляет собой цифровой актив, основанный на технологии блокчейн. Он использует смарт-контракты на базе Ethereum, чтобы создать уникальные, неподделываемые цифровые объекты, которые могут быть владены и торговаться.NFT (Non-fungible token) представляют собой уникальные цифровые активы, которые используют блокчейн технологию для подтверждения их подлинности и беспрецедентной воспроизводимости. NFT можно применять для цифровых файлов, таких как изображения, видео, аудио и другие форматы.В России рынок NFT пока не так развит, как в некоторых других странах, но интерес к нему растет. В 2021 году был значительный рост интереса к NFT как способу инвестирования и хранения цифровых активов. Благодаря своей уникальной природе, NFT предоставляют авторам и художникам возможность защитить свои творческие произведения и получить устойчивый источник дохода.Однако, как и в других странах мира, в России остаются некоторые правовые и финансовые вопросы, связанные с NFT. Например, вопросы налогообложения и регулирования виртуальных активов в целом все еще остаются нерешенными.На данный момент Минфин России рассматривает вопрос о классификации NFT и определении подходящего подоходного налога для их владельцев. Также обсуждаются возможные меры по защите прав владельцев NFT и борьбе с фальсификацией.Тем не менее, скорость развития технологий и цифровой экономики в России, а также интерес со стороны художников и коллекционеров, говорят о том, что NFT имеют потенциал для дальнейшего роста и принятия в обществе. Вместе с тем, для успешного развития рынка NFT в России потребуются дальнейшие усилия по регулированию и обеспечению безопасности этого нового класса активов.Риски и проблемы. Существуют риски и проблемы, связанные с цифровыми финансовыми активами:1. Безопасность: цифровые финансовые активы могут быть подвержены угрозам безопасности, таким как хакерские атаки, мошенничество и взломы. Это может привести к потере активов и личных данных пользователей.2. Несоответствие регулированию: некоторые юрисдикции имеют ограничения или запреты на использование цифровых финансовых активов, что может создавать проблемы для пользователей и компаний, которые хотят использовать их.3. Волатильность: цифровые финансовые активы, такие как криптовалюты, известны своей высокой волатильностью. Это означает, что их цены могут сильно колебаться в течение короткого периода времени, что может привести к большим финансовым потерям для инвесторов.4. Отсутствие правовой защиты: в некоторых юрисдикциях отсутствует четкое правовое регулирование для цифровых финансовых активов. Это означает, что пользователи могут столкнуться с непреднамеренной неправильной обработкой их активов или потерей прав.5. Технические проблемы: технические сбои в системе блокчейна или уязвимости могут привести к потере активов или невозможности доступа к ним.6. Отсутствие прозрачности: цифровые финансовые активы могут быть использованы для незаконной деятельности, такой как отмывание денег и финансирование терроризма, из-за их относительной анонимности и отсутствия прозрачности в сделках.7. Потеря доступа: если пользователь потеряет доступ к своему цифровому кошельку или забудет свой пароль или закрытый ключ, он может потерять свои активы навсегда.Налогообложение ЦФА в России еще не полностью урегулировано, но существует несколько направлений, которые могут быть взяты на вооружение для улучшения ситуации. Одной из важных задач является установление четких правил налогообложения криптовалютных активов (ЦФА), так как их отсутствие создает трудности при определении их стоимости и расчете налогов. Различные биржи предлагают разные цены на ЦФА, что приводит к разногласиям в налоговых расчетах. Кроме того, обмен и конвертация цифровых активов могут вызвать сложности при определении налоговых обязательств. Установление конкретных правил для налогообложения ЦФА способствует увеличению инвестиций и улучшению экономической ситуации.Второе направление — это снижение налоговых ставок на ЦФА. Существующие налоговые ставки на ЦФА в России относительно высокие, что может отпугивать инвесторов. Например, в стремительно развивающейся стране, как Сингапур, ставка на операции с ЦФА составляет 7%. Третье направление — это создание налоговых льгот для инвесторов в ЦФА. Налоговые льготы могут стимулировать инвесторов вкладывать средства в новые, инновационные проекты, связанные с ЦФА, что, в свою очередь, способствует развитию инновационной экономики и созданию новых рабочих мест. Также некоторые налоговые льготы для инвесторов в ЦФА могут предоставляться с целью социальной защиты, например, для стимулирования инвестирования в проекты, направленные на решение социальных проблем, таких как бедность, экологические проблемы, проблемы здравоохранения и др.Четвертое направление — усовершенствование системы учета и отчетности по ЦФА имеет большое значение для упрощения налогообложения, снижения налоговой нагрузки и повышения доверия инвесторов. В России, в условиях цифровизации экономики, развитие цифровой финансовой инфраструктуры способствует расширению возможностей в области цифрового налогообложения. Однако, могут возникнуть препятствия в виде экономических и геополитических рисков, которые могут влиять на развитие ЦФА.Рекомендации. Рекомендации по разрешению проблемы налогообложения цифровых активов:1. Определение четких правил налогообложения цифровых активов: создание правовых норм, которые установят точную классификацию цифровых активов и систему налогообложения для каждой категории.2. Обновление налогового законодательства: внесение поправок в существующие налоговые законы для адаптации использования цифровых активов в меняющихся технологиях и бизнесе.3. Сотрудничество с международным сообществом: активное участие в обсуждении и разработке международных стандартов налогообложения цифровых активов, чтобы обеспечить справедливость и прозрачность на мировом рынке.4. Предоставление налоговых льгот для развития цифровой экономики: разработка программ и мер, направленных на поддержку инвестиций в цифровые технологии и инновации, а также снижение налогового бремени для компаний, активно использующих цифровые активы.5. Внедрение эффективной системы управления и контроля: создание системы, которая эффективно управляет налогообложением цифровых активов, используя новые технологии и инструменты для мониторинга и сбора данных, чтобы предотвращать уклонение от уплаты налогов.6. Образование и информирование: проведение образовательных программ и информационных мероприятий для предпринимателей и налогоплательщиков о правилах налогообложения цифровых активов, их влиянии на бизнес и возможных преимуществах.7. Диалог с бизнес-сообществом: установление постоянного общения с представителями бизнеса и экспертами в области цифровых активов для выявления проблем и предложения эффективных решений, а также адаптации налогового законодательства к новым тенденциям и вызовам.8. Межведомственное сотрудничество: укрепление сотрудничества между разными ведомствами и правительственными учреждениями для эффективного регулирования и управления налогообложением цифровых активов, а также для более точного расчета налоговых обязательств.9. Регулярный мониторинг и анализ: систематический анализ и отслеживание результатов внедрения новых правил налогообложения цифровых активов для выявления и исправления дефектов, а также определения необходимости последующих изменений и усовершенствований в правовых нормах.Реализация данных рекомендаций поможет обеспечить справедливое налогообложение цифровых активов и создать благоприятную среду для развития цифровой экономики.Цифровой финансовый актив (ЦФА) обычно представляет собой актив в следующей цифровой форме. Он представлен в виде криптовалюты, токена или цифрового токена на платформе блокчейн. Данный актив можно купить, продать или обменять на другие цифровые активы или такие традиционные финансовые активы. Как доллары или евро. Цифровые финансовые активы используются для обеспечения быстрого и безопасного перевода денег в любую точку мира без использования банковской системы. Это предлагает возможность децентрализованных финансовых транзакций, что означает, что они независимы. В Российской Федерации действует ряд законодательных актов, регулирующих. Цифровые финансовые активы. Основными законами являются:1. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, в том числе об эмиссии в электронной форме" от 01.01.2021 года № 259-ФЗ. Этот закон определяет основные понятия, принципы и правила использования цифровых финансовых активов.2. Федеральный закон "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 года № 86-ФЗ. Данный закон устанавливает правила функционирования Банка России в части обеспечения стабильности финансовой системы России, а также контроля за операциями с ЦФА.3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил осуществления операций с цифровыми финансовыми активами" от 16.06.2021 года № 874. Это постановление устанавливает порядок осуществления операций с ЦФА, а также правила проведения криптовалютных операций [3].14 июля 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающий особенности налогообложения утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов. Ранее особенности налогообложения для таких объектов не были установлены. Новый закон призван исправить существующий пробел в части обложения операций с такими объектами НДС, НДФЛ и налогом на прибыль.Отметим, что цифровыми финансовыми активами (далее – ЦФА) признаются цифровые права, включающие [2]:-денежные требования,-возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам,-права участия в капитале непубличного акционерного общества,-право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг [3].14 июля 2022 года Федеральный закон №324-ФЗ "О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее "Закон") вводит всеобъемлющие правила налогообложения операций между цифровыми финансовыми активами (далее "CFA") и цифровыми правами, включая как цифровые финансовые активы, так и практические цифровые права ("USP").Нововведение состоит в следующем: выдача CFA и CCP и связанные с ними услуги освобождаются от уплаты НДС ("НДС с оборота"). Налогообложение деятельности операторов аналогично налогообложению банков и банковских операций. Налогообложение операций, связанных с выпуском и погашением CFA и UCP, а также операций, связанных с продажей CFA и UCP налогоплательщиками, фактически эквивалентно налогообложению операций с имущественными правами. правила налогообложения CFA и CCP в отношении подоходного налога аналогичны правилам налогообложения операций с непередаваемыми ценными бумагами и непередаваемыми производными финансовыми инструментами. налогообложение операций с CFA и CCP подоходным налогом с физических лиц ("налог на доходы физических лиц") осуществляется в соответствии с правилами, аналогичными правилам налогообложения необоротных ценных бумаг. Рассмотрим каждое налоговое нововведение отдельно.1. НДС. НДС представляет собой налог на конечное потребление товаров и услуг, который основывается на добавленной к цене стоимости каждой стадии производства. Это означает, что налог начисляется на разницу между продажной ценой товара или услуги и стоимостью используемых для их производства ресурсов.Закон вводит различные процедуры налогообложения операций с ЦФА (Цифровые финансовые активы) и УЦП (Утилитарные цифровые права), когда ЦФА и УЦП являются предметом прямых транзакций, а ЦФА и УЦП используются в качестве платежных средств.При использовании ЦФА и УЦП в качестве платежного средства налогообложение операций осуществляется в соответствии с общими правилами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации для соответствующих операций, например, если покупка и оплата товаров или услуг были произведены через ЦФА и УЦП, такие как операции облагаются НДС. В этом случае оплачивается 20% от стоимости услуги или работы, и если такие расходы не определены, то они основаны на рыночной стоимости соответствующих ЦФА и УЦП.Выпуск и погашение ЦФА и УЦП не облагается НДС, но продажа ЦФА и УЦП между налогоплательщиками признается облагаемой НДС. Это означает, что при реализации ЦФА и УЦП как самостоятельных объектов налогоплательщик-продавец обязан уплатить НДС, а налогоплательщик-покупатель имеет право принять НДС к вычету. Однако при условии соблюдения общих требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для принятия входящего НДС к вычету. Налоговая база определяется как разница между ценой продажи по ЦФА и УЦП и ценой покупки.Также установлены правила определения рыночной стоимости ЦФА и УЦП. Фактически стоимость ЦФА и УЦП определяется в соответствии с положениями статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации.2.Налог на прибыльНалог на прибыль (или налог на корпоративную прибыль) — это налог, который взимается с прибыли предприятий и организаций. Размер налога на прибыль обычно указывается в процентах и может различаться в зависимости от страны и местного законодательства. Налог на прибыль является одним из основных источников государственных доходов и используется для финансирования общественных программ и услуг.Налогообложение ЦФА и УЦП для целей налога на прибыль также различается в зависимости от того, ЦФА и УЦП являются самостоятельным объектом или средством платежа.Если ЦФА и УЦП используются в качестве средства платежа, то для целей налога на прибыль применяются общие правила, предусмотренные НК РФ.В случае, когда ЦФА и УЦП являются самостоятельным объектом операций, налоговая база рассчитывается как доходы от реализации ЦФА и УЦП, уменьшенные на стоимость их приобретения и суммы расходов на их реализацию. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 282.2 НК РФ налоговая база по операциям с ЦФА и УЦП определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами. Таким образом, полученный от операции по реализации ЦФА и УЦП убыток может уменьшать прибыль от операций с необращающимися ценными бумагами и деривативами и наоборот.Еще одним важным моментом является то, что если решение о выпуске ЦФА предусматривает выплату дохода держателям ЦФА и УЦП, то такая выплата приравнивается к дивидендам. В соответствии с п. 4.5 ст. 284 НК РФ получаемый российским налоговым резидентом доход в виде выплаты по ЦФА и УЦП облагается по ставке 13%, иностранным налоговым резидентом – 15%.Таким образом, для целей налога на прибыль к ЦФА и УЦП фактически применяются правила налогообложения с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами.3.НДФЛ. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — это налог, который обязаны платить физические лица с доходов, полученных в Российской Федерации. Он взимается на основании законодательства РФ и считается одним из главных источников доходов бюджета. Размер НДФЛ зависит от вида дохода и может составлять разные проценты. Например, для доходов от трудовой деятельности ставка НДФЛ составляет 13%, для доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности - 3%. Налог удерживается и перечисляется работодателем или самозанятым лицом в бюджетную систему.Как и по налогу на прибыль налоговая база по НДФЛ от операций с ЦФА и УЦП определяется как доходы от реализации ЦФА и УЦП, уменьшенные на величину расходов на их приобретение, а также расходов на их реализацию. В соответствии с п. 14 ст. 214.1 НК РФ операции с ЦФА и УЦП учитываются в отдельной налоговой базе вместе с операциями с необращающимися ценными бумагами. При этом, положениями абз. 6 п. 6 ст. 214.11 НК РФ установлен запрет на перенос убытка от операций с ЦФА и УЦП на следующий налоговый период.Датой получения дохода от операций с ЦФА и ЦП в соответствии с п. 6 ст. 223 НК РФ признается:-день выплаты дохода, если выплата осуществляется в денежной форме, или-день внесения в информационную систему записи (изменения записи) о совершении перехода прав на ЦФА и ЦП.Положениями п. 2 ст. 214.11 НК РФ достаточно последовательно установлен алгоритм определения рыночной стоимости ЦФА и УЦП. Он сводится к тому, что рыночной стоимостью ЦФА и УЦП признается фактическая цена, примененная в сделке с ЦФА и УЦП. Если фактическая цена не может быть определена, то применяется либо цена таких же ЦФА и УЦП в другой сделке, либо средневзвешенная цена ЦФА и УЦП (если сделок с такими ЦФА и ЦП несколько). Если и таким способом цену определить не удалось, то принимается цена, определенная оператором при выпуске ЦФА и УЦП.4.Отчетность. Еще одним существенным нововведением Закона является то, что оператор обязан предоставить не позднее 1 февраля 2023 г. в налоговый орган по месту своего учета информацию обо всех операциях с ЦФА и УЦП, осуществленных до 31 декабря 2022 г. Формы и формат отчетности устанавливается ФНС.Заключение. В заключение, статья оправдывает необходимость правового регулирования налога на прибыль при использовании цифровых активов. Она утверждает, что с развитием технологий и появлением новых форм бизнеса, таких как криптовалюты и блокчейн, старые модели налогообложения становятся неэффективными. В этом контексте, важно создать новые правила и законы, чтобы обеспечить справедливое и прозрачное налогообложение цифровых активов.Статья также подчеркивает сложность определения прибыли и вычисления налогов при использовании цифровых активов, так как они часто имеют глобальный характер и могут быть анонимными. Поэтому, требуется разработка новых методов и алгоритмов для эффективного контроля и облагаемости цифровых активов.Кроме того, статья обращает внимание на необходимость международного сотрудничества и координации в области налогообложения цифровых активов. Глобальный характер этих активов требует согласованных действий со стороны различных стран и создания международных стандартов в этой области.Наконец, статья подчеркивает важность правового регулирования налога на прибыль при использовании цифровых активов для обеспечения финансовой стабильности и защиты интересов государства. Налоги, полученные от цифровых активов, могут стать значительным источником доходов для государства и способствовать экономическому развитию. Поэтому, создание эффективной системы налогообложения цифровых активов является необходимостью.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Едемский Д.А., Байков С.С. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 295 - 310. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11640 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11640



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.