'
Ананьева Е.Э., Клименко О.Е.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКАЛАВРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается сущность понятия педагогический артистизм, его характерные особенности проявления на уроках физической культуры, способы развития, структура и влияние на образовательный процесс.
Ключевые слова:
педагогический артистизм, физическая культура, развитие, образовательный процесс
На сегодняшний день учителем является человек, который не просто несет знания в массы, а тот, который объединяет в себе многогранные качества и способности творческой личности. Современные тенденции развития образования характеризуют педагога как творческую индивидуальность с определенным профессиональным стилем педагогической деятельности. Педагог должен обладать огромным спектром нравственных качеств: доброта, любовь к детям, способностью ярко, истинно выражать свои чувства, умение использовать свое креативное мышление и правильное поведение, чтобы сформировать у своих воспитанников положительные стороны их личности и гуманное отношение к жизни. Одной из важных черт личности педагога - педагогический артистизм. Педагогический артистизм – это искусство, в котором взаимодействуют различные реакции на события окружающего мира, способность оригинальной перестройки информации в нужном и важном для урока направлении. Характеристики педагогического артистизма включают в себя индивидуализацию обучения, стимулирование интереса к предмету через творческие методы, развитие коммуникативных навыков учащихся через коллективные проекты, а также создание эмоционально-позитивного образовательного опыта. Педагогический артистизм также подчеркивает роль личности учителя как творческого педагога, способного вдохновлять и мотивировать учащихся. Кроме того, он акцентирует важность разнообразия методов обучения, что способствует лучшему усвоению материала разными типами учеников. В контексте профессионального аспекта педагогический артистизм также подчеркивает важность постоянного профессионального развития. Учителя, интегрирующие творческие методы, должны быть готовы к изучению новых художественных подходов, развитию своих навыков и поиску инновационных образовательных решений. Это способствует повышению эффективности преподавания, а также соответствию современным требованиям образования.Основной целью педагога также является формирование у ученика личностной позиции, то есть не просто накопление знаний, а грамотное отношение к этому миру, к самому себе, получение положительного отклика от учебного процесса. Артистичный педагог работает в жанре импровизации, абсолютной свободы подачи материала, творческого раскрытия заданной темы. Это трактуется как соимпровизация, то есть урок, в котором участвуют все, и который создается каждый раз заново [1]. Можно сказать, что учитель находится в так называемой «лаборатории», где создает мир - урок, который будет интересен с каждым разом, именно там ученик сможет раскрыть себя, не бояться высказывать свое мнение, быть на одной волне с учителем, переводить знания в свой личностный план, делиться тем, что у него внутри, видеть смысл учебного процесса.Учитель физической культуры также как актер на сцене должен уметь импровизировать, в зависимости от определенной ситуации. Творческая деятельность учителя физической культуры характеризуется быстротой, оперативностью, слаженностью и спокойствием к быстро меняющимся ситуациям, импровизации на основе задуманного в зависимости от педагогических целей и творческого состояния. Артистичный педагог физической культуры должен уметь убеждать, правильно владеть словом, телесной экспрессией, уметь оперировать кинетическими способностями. Именно это делает педагога более выразительным и запоминающимся. Учитель должен правильно распоряжаться своим настроением, так как его воспитанники видят ложные эмоции. Будучи жизнерадостным, веселым, живым человеком, он надевает маску официальной строгости и невозмутимости. Такой подход снижает силу личностного влияния педагога. Артистичность – это умение раскрыть себя, сбросить все маски и показать свое истинное «Я». Тогда ученикам будет проще снять психологическую и интеллектуальную нагрузку.Педагогический артистизм напрямую связан с такими понятиями как педагогическое творчество и педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, добивающемуся с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся [2]. Мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, оно включает в себя гуманистическую направленность, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику [3]. Здесь выделяются шесть ведущих способностей педагога, а именно: коммуникативность, перцептивные способности - профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция, динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению, эмоциональная устойчивость – способность владеть собой, оптимистическое прогнозирование, креативность – способность к творчеству [3]. Эти способности оказывают важное воздействие на учебный процесс, на формирование правильного мировоззрения, а также их развитие приводит к совершенствованию педагогического артистизма. Педагогический артистизм также подразумевает под собой творческий процесс, креативное проявление задуманного, рассмотрение ситуации с разных сторон и поиск неординарных решений. Здесь выходит на первый план понятие творчество - как основная составляющая педагогического артистизма. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [3]. Творчество в педагогической деятельности связано с цепочкой неких динамических процессов и переживаний - от интереса до увлечения, от увлечения до вдохновения и полной отдачи тому или иному делу. Оно заключается в творческой самореализации личности педагога, а значит, может рассматриваться как процесс формирования, развития, преобразования педагогическо-творческих универсальных способностей. Педагогически артистизм — это и есть та составляющая, которая делает учебный процесс интересным, полезным, продуктивным, именно он раскрывает личность и педагога, и ученика. Также творческий потенциал характеризуется рядом особенностей человека. Под такими особенностями понимаются: способность быстро осознавать действительность, изменять ее процесс, переключать сознательные образы, способствовать их комбинации, способность изменять решения, креативность, умение выдвигать оценочные суждения, подвергать сомнению некоторые факты, способность вникнуть в проблему, проявив творческое мышление в ее решении. Неизменным остается требование к интеллектуальным способностям педагога. К педагогическим способностям относятся: педагогическое воображение, организаторские способности, дидактически способности, педагогическая наблюдательность, способность к педагогическому такту, к коммуникации с учащимися, к организации педагогического общения [4]. Педагог должен быть динамичен, коммуникативен, уметь организовать детей, как в учебной, так и внеклассной деятельности. Его личность должна быть сильная, так как работа с учениками имеет большую стрессоустойчивость, Учитель физической культуры должен уметь грамотно и лаконично изложить необходимую информацию на урок, так как время на двигательную активность затрачивается намного больше. Умение использовать правильную интонацию, дикцию и терминологию на занятии однозначно дисциплинирует и преподавателя, и слушателя. Каждая команда должна звучать так, как это требует речевой этикет физической культуры. Не стоит забывать и о невербальных средствах общения на уроке. К таким средствам относят жесты, мимику, способность изменять тембр голоса в помещениях для занятия физической культурой. Повышение голоса способствует четкой слышимости команды и ее выполнению. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что педагогический артистизм – это характеристика деятельности и личности педагога, которая направлена на способность нестандартно мыслить, находить оригинальные решения педагогической проблемы, способность к сопряжению глубинных оттенков мыслей, чувств, переживаний с окружающим нас миром. Педагогический артистизм играет очень важную роль в педагогической работе учителя физической культуры. Ведь понятие физическая культура означает особую деятельность по формированию физической готовности людей к жизни, с другой стороны, она является потребностью человека в самосовершенствовании и совершенствовании красоты его тела. Важно, чтобы учитель сам работал над собой. Ведь только при становлении себя как педагога, своей позиции, он может оказать важное воздействие на детей, сделать их знания прочными, сформировать необходимые личностные качества.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Ананьева Е.Э., Клименко О.Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКАЛАВРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 558 - 564. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11682 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*