'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 94

Просмотры  82 просмотров

Дмитриева О.А.

  


ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье представлен опыт работы учителя логопеда ДОУ по проведению занятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Что является созданием базовых предпосылок к обучению грамоте в подготовительной группе. Представлен годовой календарно-тематический план работы. Статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей детских дошкольных учреждений.   

Ключевые слова:
дошкольник, обучение грамоте, звук, слог, слово, предложение, подготовка старших дошкольников, обучение грамоте   


Преемственность в учебно-воспитательной работе с младшими дошкольниками, младшими школьниками и учащимися основного звена рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Проблемы организации развивающего обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения грамоте, русскому языку и литературе весьма активно разрабатываются в дидактике и методике обучения в начальных классах (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.). Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Таким образом подготовка к обучению грамоте помогает детям справится с дисграфией и дислексией в школе. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО одной из пяти образовательных областей стандарта является речевое развитие дошкольников. В содержании образовательной области «Речевое развитие» выделяются следующие направления развития речи детей: -владение речью как средством общения и культуры, -обогащение активного словаря, -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, -развитие речевого творчества, -развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха, -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Я, как учитель-логопед занимаюсь организацией и проведением непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в течение трех лет. Нищева Н.В. в своей парциальной программе делит весь период обучения грамоте на 4 периода. Первый носит название Добукварный. В отличие от трех последующих периодов, в Добукварном происходит формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. Также формируются понятия слог, слово, предложение. Добукварный период относится к старшему дошкольному возрасту. Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад №11 «Радуга», парциальной программы Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» с использованием пособия для логопедов «Волшебный мир звуков» Пожиленко Е.А. Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 30 занятий. На каждое занятие оформляются тетради, где размещаются задания по развитию графомоторных функций, которые подобраны согласно заданной тематике. В старшей группе дети знакомятся с гласными и согласными звуками раннего онтогенеза. Работа направлена на развитие фонематического слуха, определение позиции звука слове, знакомство с образом буквы, дифференциация понятий звук-буква, развитие внимания к звуковой и смысловой стороне слова. На вводных занятиях дается представление ребенку о речи человека. Что такое речь и для чего она нужна. Затем идет знакомство с неречевыми звуками. На этом этапе ребенку даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание. Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудочка-барабан). Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен). Узнавание и дифференциация звуков природы (шум моря, шум ветра, шум дождя). На этапе знакомства с речевыми звуками главное - формирование фонематических процессов. На занятии происходит развитие зрительного, слухового внимания, памяти. Дети учатся слышать и слушать звуки, различать силу и высоту звучания звуков, а также учатся дифференцировать речевые и неречевые звуки. На этапе знакомства со слогом ребенку дается представление о слоге, как о части слова. Проводятся игры по определению количества слогов в слове. Игра «Собери фрукты и овощи», где дети должны определить количество слогов в слове и поместить картинку в нужную корзину. Игра «Молчуны». Перед ребенком находится раздаточный материал (квадратики из картона). По заданию учителя-логопеда ребенок самостоятельно определяет нужное количество квадратиков соответствующее количеству слогов в заданном слове, и выкладывает их перед собой. После чего на экране появляется правильный ответ и ребенок сравнивает свой ответ с ответом на экране. При знакомстве со словом детям дается представление о том, что слово состоит из звуков. Разбор последовательности звуков в слове СНЕГ. Дифференциация слог-слово. Используется игра «Слово-слог», игра «Доскажи».Работа над предложением. В работе над обучением в составлении предложений, дошкольники учатся делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов. Для того чтобы дети различали границы предложения, могли определить количество слов в предложении, детям была предложена игра «Живые слова». Логопед выбирает троих детей (по желанию), и предлагает стать «живыми словами». Каждому ребенку предлагается картинка, получив которую дети должны подружить слова и выстроиться таким образом, держа картинки перед собой, чтобы получилось предложение. Оля стала словом Маша, Платон — словом поливает, а Елисей — словом цветы. Дети с легкостью определяют последовательность слов, количество слов в предложении, а также получают наглядное убеждение в том, что правильная последовательность слов в предложении важна, а если убрать или переставить слова местами, то предложение не получится.Знакомство с гласными звуками и буквами (6 занятий). Вот как происходит знакомство с гласным звуком [А], буквой А. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. На слайде показывается картинка Красный замок и его хозяйка — принцесса Алла в красном платье. В этом замке живут гласные звуки. А хозяйку красного замка зовут Алла. Она познакомит нас со звуками и буквами. При характеристике звука а по акустическим и артикуляционным признакам дети используют зеркала для рассматривания артикуляции при произношении звука, рот широко открыт, язычок спокоен, без движения. Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета как символ). Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. Легче запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Поэтому я прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы. Для закрепления образа предлагаю детям изобразить букву пальчиками, а также при помощи своего собственного тела.Знакомство с согласными звуками и буквами (9 занятий). Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных и пейзажных картин и т.д. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса детей на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. На заключительных занятиях проводится обобщение полученных знаний, повторение и закрепление пройденного материала. Проводя работу по подготовке к обучению грамоте необходимо максимально учитывать интересы и потребности ребёнка, его возрастные особенности: мышление, речь, память, восприятие, а также не менее важным является приобретение ребенком умение слушать и понимать педагога, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы. Знания, полученные дошкольниками в непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте, способствуют развитию разных сторон речи ребёнка, свободному общению со взрослыми и сверстниками и успешному обучению в школе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Дмитриева О.А. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 604 - 610. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11690 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11690



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.