'
Максименко А.А.
ПАРТНЕРСКАЯ ПРОВЕРКА НА СООТВЕТСТВИЕ СТАТУСУ «ОБРАЗЕЦ» ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
в данной публикации рассмотрены вопросы проведения проверки соответствия образовательной организации требованиям, определенным методологий госкорпорации «Росатом» к организациям, внедряющим бережливые технологии. Показаны возможности партнерской проверки как инструмента развития образовательной организации в аспекте бережливого производства. Автор обосновывает целесообразность реализации проекта по подготовке образовательной организации, имеющей опыт бережливого производства, к прохождению партнерской проверки на соответствие статусу «образец» применения методов бережливого производства по методологии ГК «Росатом».
Ключевые слова:
бережливое производство, образовательная организация, партнерская проверка, развитие, менеджмент
В современных условиях развития общества всё более актуальной становится задача рачительного хозяйствования и воспитания бережливого мышления. Эту задачу необходимо решать во всех сферах жизнедеятельности, особую значимость она приобретает в сфере образования. С одной стороны, необходимо воспитывать соответствующие компетенции у обучающихся, с другой стороны, важно так организовать образовательный процесс, чтобы повышалась удовлетворенность трудом педагогов и совершенствовалось качество образования. Условия образовательной деятельности отражаются на удовлетворенности родителей работой образовательной организации, экономное использование ресурсов позитивно влияет на все стороны жизни: и воспитываем бережливого гражданина, и получаем возможность перераспределить ресурсы с учетом потребностей участников образовательных отношений. Одним из инструментов, который используется при внедрении бережливого управления в организациях и на предприятиях, – это так называемая «партнерская проверка» применения методов бережливого производства. Руководителям организаций и предприятий знаком термин «аудит», проверка в целях совершенствования деятельности. «Партнерская проверка» объединяет принципы внешнего и внутреннего аудита. Это своеобразная экспресс-диагностика, которая проводится с привлечением высококвалифицированных специалистов в области бережливого производства и бережливого управления. Термин «партнерская проверка» акцентирует функции поддержки и стимулирования, в противовес контролю и поиску нарушений. Партнерская проверка нацелена на создание условий для развития и совершенствования в логике бережливого производства.Ключевая идея бережливого производства – это постоянное совершенствование, поиск «точек роста» в текущей деятельности, совершенствование условий труда и качества продукции. Применительно к образовательным организациям, следует говорить об условиях труда педагогических работников и других специалистов, обеспечивающих функционирование образовательной организации, о совершенствовании условий образовательной деятельности и повышении удовлетворенности родителей обучающихся.В рамках партнерской проверки осуществляется передача личного опыта и обмен лучшими практиками применения бережливых технологий. Как отмечают приглашенные в качестве экспертов специалисты, партнерская проверка позволяет сравнить варианты решения управленческих задач, сопоставить свои наработки с практикой других образовательных организаций. Таким образом, партнерская проверка направлена и на определение наилучших путей решения проблем. Систематизация наработок бережливого производства и бережливого управления – одно из актуальных направлений современных исследований в области менеджмента в целом и менеджмента образования в частности. Партнерская проверка позволяет выявить сильные стороны в реализации принципов и методов бережливого производства, а также дает возможность обнаружить те области деятельности, которые можно улучшить. В широком плане партнерская проверка стимулирует формирование в организации культуры постоянных улучшений.Остановимся более подробно на вопросе о нормативно-правовой базе организации партнерской проверки системы менеджмента бережливого производства (СМБП).«Внутреннее содержание системы менеджмента бережливого производства регламентируется ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента». Также в целях проведения аудита и сертификации СМБП применяются ГОСТ Р 56405-2015 «Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки» и ГОСТ Р 56406-2015 «Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента». В 2017 г. был принят ГОСТ Р 57522-2017 «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства» с учетом необходимости конвергенции данных систем.Обеспечение соответствия организации требованиям ГОСТ Р 56404 предполагает следующие виды работ: создание и поддержание в актуальном состоянии определенных документов (руководство по СМБП, политика в области СМБП, цели, реестр процессов и др.), назначение ответственных работников и систематическое повышение их квалификации по данному профилю, проведение мониторингов качества оказываемых услуг и принятие мер – «корректирующих и предупреждающих действий» – в отношении проблемных участков.Внедрение СМБП в деятельность образовательных организаций призвано решить ряд проблем: упорядочение потока создания ценности по основным производственным процессам, упорядочение организации рабочих мест сотрудников, создание системы сбора и реализации предложений по совершенствованию внутренних процессов. Конечной целью СМБП декларируется минимизация потерь и повышение удовлетворенности всех заинтересованных сторон работой данной организации» [2, с.327-328].Несомненно, управление образовательной организацией имеет свои специфические особенности. Оно предполагает осуществление широкого спектра деятельности: административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической. Эта деятельность направлена на решение различных по характеру задач. Например, подбор и распределение педагогических кадров, комплектование классов и групп, регулирование режима работы образовательной организации, контроль деятельности педагогов и обучающихся, совершенствование материально-технической базы, строительство, ремонт учебных зданий и сооружений, благоустройство территории, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и требований, гигиенических нормативов и др.Итак, сфера образования кардинально отличается от производственной сферы, однако бережливые технологии могут быть эффективно использованы и в сфере нематериального производства. Опыт интеграции бережливого управления в образовательный менеджмент, представленный на конференциях и в публикациях, свидетельствует, о том, что инструменты и методы бережливого производства позволяют обеспечить постепенное и постоянное совершенствование всех внутренних процессов образовательной организации за счет изменения способов работы и образа мышления сотрудников.Действующие ГОСТы разработаны изначально для производственных предприятий и коммерческой деятельности, поэтому некоторые термины оказываются неприменимы к сфере образования, в связи с чем исследователи указывают на целесообразность замены термина «клиент» на «благополучатель», когда речь идет о сфере образования [2, с.337].Чтобы обеспечить возможность «измерения качества» внедрения методов и инструментов бережливого производства и «степень целостности и эффективности» системы бережливого управления, в менеджменте используются чек-листы для проведения аудита. В чек-листы вносятся оцениваемые параметры, которые в совокупности характеризуют функционирование системы менеджмента бережливого производства в организации. Чек-листы для проведения партнерской проверки позволяют проводить такую оценку по трем направлениям: «Управление проектами улучшений», «Вовлечение, обучение и мотивация персонала» и «Готовность к тиражированию» [1]. Эти направления в совокупности обеспечивают системность внедрения бережливого управления.Учитывая перечисленный возможности использования партнерской проверки как инструмента развития образовательной организации в аспекте внедрения бережливого производства, был разработан проект по подготовке образовательной организации к партнерской проверке на определение соответствия статусу «образец регионального уровня» на основе оценки качества применения методов бережливого производства. Данный проект реализуется на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина (МАОУ «ЦО № 1») с сентября 2023 года. Проект предусматривает следующие блоки работ:1. Проведение самооценки, внутренней проверки общеобразовательного учреждения на соответствие статусу «образец» регионального уровня по методологии ГК «Росатом».2. Внедрение принципов бережливого управления в общеобразовательной организации.3. Внедрение инструментов бережливого управления.4. Подготовка, запуск и мониторинга реализации бережливых проектов по улучшениям.5. Обобщение и передача опыта внедрения бережливого управления.6. Проведение партнерской проверки качества образца.7. Проведение информационной кампании.Система мер, конкретизированных в каждом из блоков работ, распределена по срокам их выполнения и ответственным исполнителям, что обеспечивает управляемость и контролируемость процессов в проекте. Программа развития МАОУ «ЦО № 1» на 2021-2025 годы «Интеграция. Открытость. Непрерывность развития» включает в себя подпрограмму «Внедрение бережливых технологий в деятельность учреждения». Администрация муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина (МАОУ «ЦО № 1») включилась в проектную деятельность в целях обеспечения эффективного управления внутренними проектами, стимулирования сотрудников к внедрению методов и инструментов бережливого производства, а также в целях повышения статуса образовательной организации. Команда проекта растёт, сотрудники МАОУ «ЦО № 1» проходят обучение базовым методам бережливого производства (в форме повышения квалификации), нарабатывается опыт наставничества по вопросам применения методов инструментов бережливого производства (внутренние тренеры пробуют свои силы в обучении персонала МАОУ «ЦО № 1»).Полагаем, опыт подготовки к партнерской проверке на соответствие статусу «образец» применения методов бережливого производства по методологии ГК «Росатом» будет полезен не только работникам данной образовательной организации, но и других образовательных организаций региона.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Максименко А.А. ПАРТНЕРСКАЯ ПРОВЕРКА НА СООТВЕТСТВИЕ СТАТУСУ «ОБРАЗЕЦ» ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 641 - 647. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11696 (дата обращения: 06.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*