'
Петрова Т.М.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩЕГОСЯ. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ *
Аннотация:
работа посвящена проблеме эмоционального развития учащегося, изучению роли эмоций в формировании личности человека. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка к миру художественной и музыкальной культуры.
Ключевые слова:
обучающийся, эмоциональное развитие, воспитание, музыка, личность, преподаватель
Проблеме эмоционального развития учащегося, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка к миру художественной и музыкальной культуры.Искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы учащихся, формирования ценностного отношения к окружающему их миру.Известно, что детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, потребность в ярких впечатлениях, а музыка – искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.).Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Именно эмоциональная активность дает учащемуся возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости.Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. В ряде исследовательских работ последних лет показана возможность музыкального развития учащихся на произведениях классического наследия разных стилей и эпох. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве учащиеся эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.Наука накопила огромный опыт влияния музыки на человека. Еще в давние времена люди поняли, что музыка воздействует не только на психику, но и на все системы организма. Древние философы так же описывали положительное влияние музыки на человека. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человеческого характера. При общении с музыкой человек автоматически присваивает себе общечеловеческие ценности, вначале на подсознательном, а затем и на сознательном уровне осуществляется преобразование личности, поскольку музыкальное искусство в силу своей природы позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира в их диалектической взаимосвязи. Музыкальное искусство является неотъемлемым фактором познания истины, добра и красоты. Великие композиторы – И.С. Бах, Л. Бетховен, В.А. Моцарт, Ф. Шопен, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и многие другие – в своих лучших произведениях выражали общественное сознание эпохи, в превосходной художественной форме ставили и решали важнейшие вопросы человеческого бытия. Сегодня многие увлечены музыкой, не имеющей глубокого содержания. Любой школьник назовет исполнителей зарубежной и отечественной поп-музыки. Но не назовет наших, всемирно известных, профессиональных певцов, музыкантов, композиторов и не споет, фактически, ни одной народной песни. Все эти причины ведут к потере качества целостного формирования личности ребёнка.Таким образом, участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием её музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений в музыке – все это ведущие признаки, определяющие качество музыкальной культуры человека, его уровень музыкально-культурного развития. Для этого большое внимание надо уделять подбору музыкального материала, как для слушания музыки, так и для инструментального исполнения.Значительное место в музыке отведено технической стороне искусства в ущерб эмоциональному его постижению.Чтобы накопить эмоционально-эстетический опыт у детей преподаватель должен быть профессионалом в этой области искусства. А профессионализм складывается из владения собственно педагогической технологией, высокой эмоциональной культурой.Наряду с высокохудожественными произведениями народной, классической и современной музыки, в программе по музыкальному воспитанию значительное место занимают произведения, специально созданные отечественными композиторами для детей. Многие из них, хотя и не отвечают высоким требованиям художественности, определялись идеологическими установками, узко педагогическими и дидактическими задачами. Что тоже играет немаловажную роль в воспитании учащихся, ведь умение самостоятельно исполнить на инструменте небольшое произведение, поучаствовать в концерте, становиться событием для учащегося, способствует проявлению у него положительных эмоций, развивает активность, формирует творческие качества личности. Исполнительский уровень здесь, конечно, не всегда достаточно высокий, но в данном случае ценно проявление самостоятельности и творческой активности.В обучении искусству преподаватель является первоначальным носителем всех личностных и художественных черт своего учащегося. Этого невозможно добиться при незаинтересованном отношении к своему ученику. Поэтому первоочередной задачей преподавателя является пробуждение у учащегося тех сторон эмоционального восприятия, которые характеризуются не приобретенными умениями или навыками, а внутренней расположенностью к овладению новыми эстетически-художественными состояниями и могут зародиться лишь внутри его личности.Только путем синтеза специализированных методов пробуждения у детей внутренних скрытых сторон эмоционального восприятия с классическими методами обучения основными на развитии навыков и умений, свойственных классно-урочной системе музыкального воспитания в школах можно воспитать всесторонне развитую личность, которая может сопереживать, сострадать и любить. Что особенно важно в современных условиях, когда все образовательные программы нацелены на формирование набора компетенций, превращающих человека в «робота» с определенным набором тестовых знаний.Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у учащихся представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, учащиеся усваивают язык интонаций народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают "интонационный словарь" (Б.В. Асафьев) произведений разных эпох и стилей. Опыт же, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Петрова Т.М. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩЕГОСЯ. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 674 - 679. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11702 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*