'
Почколина М.Н.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР *
Аннотация:
статья содержит систему коррекционно-логопедической работы по развитию оптико-пространственных представлений у младших школьников c ЗПР.
Ключевые слова:
оптико-пространственные представления, дисграфия, дислексия, логопедическая работа, дети младшего школьного возраста, коррекция, профилактика, предупреждение, адаптация, социализация
В современном мире умение переносить словесную речь в письменную является одной из главных задач в школьной и коррекционной программе обучения, ведь не всем детям в равной степени удается овладеть данных навыком, в частности, у школьников с задержкой психического развития (ЗПР) и дисграфией. В школьный период жизни идет усиленная работа специалистов, учителей и родителей, которые окружают ребенка с ЗПР.Цель работы заключается в разработке структуры и определения содержания коррекционной работы по развитию оптико-пространственных представлений у первоклассников с задержкой психического развития с целью профилактики дислексии и дисграфии.Задачи: 1. Провести обучающий эксперимент по развитию оптико-пространственных представлений,2. Провести контрольную диагностику, чтобы доказать эффективность предложенных игр, заданий и упражнений в работе с детьми с ЗПР.На сегодняшний день большое внимание уделяется именно подготовке детей с задержкой психического развития к школе, что на прямую связано с развитием навыков письменной речи. Это является одной из главных проблем для профилактики и коррекции у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.Развитию пространства у детей младшего школьного возраста посвящено не мало исследований и не случайно. В настоящее время возникает вопрос – как лучше использовать пространство для более эффективного решения проблемы дисграфии и дислексии. Поэтому актуальность исследования заключалась в поиске оптимального и эффективного пути коррекции развития оптико-пространственных представлений у младших школьников с ЗПР.Перед построением коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР, проводился констатирующий эксперимент, целью которого было выявить особенности формирования пространственных представлений в этот период жизни. В результате проведенного констатирующего эксперимента выяснилось, что у половины обследуемых детей 7-8 лет формирование оптико-пространственных функций (оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации) замедленно и неполно. Базой для проведения эксперимента являлось Государственное Бюджетное учреждение - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Большечерниговский Самарской области (ГБУ ЦППМСП м.р. Большечерниговский). Эксперимент проводился 3 месяца с 10 августа по 3 октября.Коррекционная работа по развитию пространственных представлений включала в себя следующие направления: 1 этап – формирование пространственного восприятия.Основная работа была направлена на формирования восприятия собственного тела, с возможностью перенести на схему тела другого человека. После осуществлялся переход на восприятия пространства в рамках помещения и определенной местности (например, небольшая территория возле школы) и заключительной частью развития пространственного восприятия – пространство на листе бумаги.Отличительной чертой данных заданий было – упор на физическое сопровождение речевых понятий и их характеристик объекта. Мы рассматривали задания так, чтобы с помощью жестикуляции и движений тела помочь младшему школьнику запомнить особенности и свойства пространства. В тоже время педагог-психолог акцентировал свое внимание на: 1. Повышение школьной мотивации,2. Содействие осознанию детьми себя как школьника,3. Развитие уверенности в себе и в своих возможностях,4. Поиск способов изучения адекватной оценки при внезапной или стрессовой ситуации.Занятия с педагогом-психологом проводились индивидуально, в отдельном кабинете. Педагог-психолог старался максимально выстроить комфортную обстановку для ребенка, чтобы нормализовать его состояние и облегчить процесс восприятия. На этапе поступления ребенка в школу, в связи со стрессовой ситуацией, могут возникнуть трудности социализации и адаптации школьника, это может затруднить работу по развитию определенных навыков, как восприятие материала и окружающей среды. Поэтому работа над адаптацией педагогом-психологом важна также, как и работа учителя-логопеда. Педагог начальных классов ставил свои задачи, так: 1. Развитие местоположения предметов в пространстве,2. Учить планированию своих действий,3. Формировать умение переключаться с одного действия на другое.Особенность построения упражнений у педагога заключалось в том, чтобы включить их в основной образовательный процесс. Чтобы педагог на свое усмотрение смог включать упражнения в начале урока, в конце или во время внеурочной деятельности. 2 этап – формирование оптико-пространственных представлений.Работа над формирование пространственного представления основывается на полученном ранее опыте ребенка. Направлена на углубленное изучение и систематизацию у ребенка пространства. На этом этапе работа учителя-логопеда становиться основной. Педагог-психолог также помогает детям в адаптации и социализации, но его занятия сокращаются. На этом этапе логопед ставит акцент на пространственных представлениях без поддержки наглядного материала, а также понимание предлогов «над», «под», «за», «перед» и слов «возле», «спереди», «сзади», «право», «лево». Рассматривалось формирование представлений характеристик, координат и анализ, синтез положения объекта в пространстве. Ступени развития представлений остаются такие же, как и при пространственном восприятии: схема тела, тело другого человека, пространство вокруг и на листе бумаги.В конце экспериментального исследования проводилось повторное тестирование из которого делался количественный и качественный анализ. Изучали сформированность пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Результаты сравнивались у экспериментальной (коррекция проводилась по методике экспериментального исследования) и контрольной групп (коррекция проводилась в рамках школьной программы коррекции.). В каждой из групп состояли 15 детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Полученные данные сопоставлялись в результаты первичной диагностики. Результаты первой диагностики сравнивались с итоговой. Дети хорошо понимают устройство и движения тела человека и могут назвать части их на другом человеке, если это требуется. Овладение предлогами для детей стало значительно легче. Показатели значительно улучшились.Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что у детей значительно улучшилось восприятие и представления о собственном теле, его характеристиках, а также названиях частей тела. Тем, самым учащиеся смогли лучше понимать собственное тело и как можно его использовать при работе в школе.По завершении итогов тестирования сравнительный анализ работы свидетельствовал, что специально подобранные упражнения по профилактике дисграфии у детей начальных классов проделанной работе помогли повысить уровень овладения пространственными представлениями у младших школьников.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Почколина М.Н. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 686 - 692. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11704 (дата обращения: 06.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*