'
Почколина М.Н.
РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ *
Аннотация:
в статье исследуются и анализируются особенности предметно-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Основываясь на трудах ученых Е.А. Стребелевой, А.Н. Корневым, Д.Б. Элькониным. Положения ФГОС НОО для детей с задержкой психического развития, а также методик Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, О. Г. Ивановской, Е. В. Мазановой, И. Н. Садовниковой и других.
Ключевые слова:
младший школьный возраст, дети с ЗПР, предметно-пространственные представления, дисграфия, профилактика
На сегодняшний день большое внимание уделяется именно подготовке с задержкой психического развития к школе, что на прямую связано с развитием навыков письменной речи. Это является одной из главных проблем для профилактики и коррекции у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.Цель – выявление особенностей оптико-пространственных представлений у детей 7-8 лет с задержкой психического развития.Задачи: 1.Изучить научную, медицинскую, педагогическую и психологическую литературу по дисграфии, задержкой психического развития и оптико-пространственных представлений. 2.Подобрать и проанализировать методики по диагностики оптико-пространственных представлений у детей 7-8 лет с задержкой психического развития. 3.Провести эксперимент и проанализировать полученные результаты в количественном и качественном плане.Для исследования данного вопроса была проведена экспериментальная работа, в рамках которой проводился констатирующий эксперимент, цель которого – выявить особенности оптико-пространственных представлений у детей 7-8 лет с задержкой психического развития.Задачи констатирующего эксперимента:1.Проанализировать специальную педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2.Подобрать методику для исследования уровня сформированности зрительного и пространственного восприятия у младших школьников с ЗПР.3.Отобрать группы испытуемых экспериментальной и контрольной группы.4.На основе экспериментального исследования изучить особенности формирования зрительного и пространственного восприятияу младших школьников с ЗПР, сравнивая их со сверстниками, имеющими нормальное развитие. 5.Произвести количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.6.Сформулировать выводы о результатах констатирующего эксперимента.Для выявления особенностей оптико-пространственных представлений у детей 7-8 лет мы составили диагностическую методику, которая включает 10 заданий, объединенных в 2 блока:исследование зрительного восприятия,пространственных представлений.Исследование проводилось на базе ГБУ ЦППМСП м.р. Большечерниговский, в 1 классах, с детьми с задержкой психического развития. В эксперименте участвовало 60 человек (30 человек в экспериментальной группе и 30 человек в контрольной группе). Форма предъявления заданий была индивидуальная.В пробах на зрительно-пространственные функции для детей с ЗПР был характерен выход графических элементов за линии. При исследовании пространственных представлений для детей данных групп наблюдалось трудности в понимании сторон в пространстве вокруг себя и предлогов: в, за, к, над, под, перед, у, возле, около. Как было изложено выше, при задержке психического развития нарушения чтения и письма сопровождаются отставанием в развитии зрительного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализатора и синтеза, зрительно-моторной координации, зрительной памяти. С учетом полученных нами результатов, можно сделать вывод о том, что нарушения письменной речи и зависимость между уровнем зрелости отдельных составляющих неречевых психических функций в дошкольном периоде сказывается на овладении навыками письма детьми в школе. Установлено, что несформированность пространственных представлений, графических навыков у этих детей проявляется не только в процессе освоения письма, но и чтения, рисования, усвоения геометрического материала. У младших школьников с задержкой психического развития нарушаются все стороны речевой деятельности, что приводит к различным нарушениям при письме.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Почколина М.Н. РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 693 - 696. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11705 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*