'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 109

Просмотры  157 просмотров

Почколина М.Н.

  


РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ *

  


Аннотация:
в статье исследуются и анализируются особенности предметно-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Основываясь на трудах ученых Е.А. Стребелевой, А.Н. Корневым, Д.Б. Элькониным. Положения ФГОС НОО для детей с задержкой психического развития, а также методик Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, О. Г. Ивановской, Е. В. Мазановой, И. Н. Садовниковой и других.   

Ключевые слова:
младший школьный возраст, дети с ЗПР, предметно-пространственные представления, дисграфия, профилактика   


На сегодняшний день большое внимание уделяется именно подготовке с задержкой психического развития к школе, что на прямую связано с развитием навыков письменной речи. Это является одной из главных проблем для профилактики и коррекции у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.Цель – выявление особенностей оптико-пространственных представлений у детей 7-8 лет с задержкой психического развития.Задачи: 1.Изучить научную, медицинскую, педагогическую и психологическую литературу по дисграфии, задержкой психического развития и оптико-пространственных представлений. 2.Подобрать и проанализировать методики по диагностики оптико-пространственных представлений у детей 7-8 лет с задержкой психического развития. 3.Провести эксперимент и проанализировать полученные результаты в количественном и качественном плане.Для исследования данного вопроса была проведена экспериментальная работа, в рамках которой проводился констатирующий эксперимент, цель которого – выявить особенности оптико-пространственных представлений у детей 7-8 лет с задержкой психического развития.Задачи констатирующего эксперимента:1.Проанализировать специальную педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2.Подобрать методику для исследования уровня сформированности зрительного и пространственного восприятия у младших школьников с ЗПР.3.Отобрать группы испытуемых экспериментальной и контрольной группы.4.На основе экспериментального исследования изучить особенности формирования зрительного и пространственного восприятияу младших школьников с ЗПР, сравнивая их со сверстниками, имеющими нормальное развитие. 5.Произвести количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.6.Сформулировать выводы о результатах констатирующего эксперимента.Для выявления особенностей оптико-пространственных представлений у детей 7-8 лет мы составили диагностическую методику, которая включает 10 заданий, объединенных в 2 блока:исследование зрительного восприятия,пространственных представлений.Исследование проводилось на базе ГБУ ЦППМСП м.р. Большечерниговский, в 1 классах, с детьми с задержкой психического развития. В эксперименте участвовало 60 человек (30 человек в экспериментальной группе и 30 человек в контрольной группе). Форма предъявления заданий была индивидуальная.В пробах на зрительно-пространственные функции для детей с ЗПР был характерен выход графических элементов за линии. При исследовании пространственных представлений для детей данных групп наблюдалось трудности в понимании сторон в пространстве вокруг себя и предлогов: в, за, к, над, под, перед, у, возле, около. Как было изложено выше, при задержке психического развития нарушения чтения и письма сопровождаются отставанием в развитии зрительного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализатора и синтеза, зрительно-моторной координации, зрительной памяти. С учетом полученных нами результатов, можно сделать вывод о том, что нарушения письменной речи и зависимость между уровнем зрелости отдельных составляющих неречевых психических функций в дошкольном периоде сказывается на овладении навыками письма детьми в школе. Установлено, что несформированность пространственных представлений, графических навыков у этих детей проявляется не только в процессе освоения письма, но и чтения, рисования, усвоения геометрического материала. У младших школьников с задержкой психического развития нарушаются все стороны речевой деятельности, что приводит к различным нарушениям при письме.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Почколина М.Н. РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 693 - 696. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11705 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11705



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.