'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 115

Просмотры  86 просмотров

Тайбыл С.А., Иргашева Т.Г.

  


ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности этимологического анализа слов на уроках русского языка как средства формирования орфографического навыка у учащихся начальных классов. Обосновывается актуальность формирования орфографических навыков в младшем школьном возрасте, дается определение орфографического навыка. В статье описывается алгоритм этимологического анализа слов на уроках русского языка, его значение в работе по формированию орфографических навыков школьников.   

Ключевые слова:
этимология, орфографический навык, начальные классы, русский язык, грамотность, этимологический анализ, слова   


Нормальному функционированию личности в системе социальных связей наряду с остальными навыками, такими как например коммуникативные навыки, также способствуют орфографические навыки, причем на равных правах, все это считается минимумом для того чтобы человек реализовывал свою жизнедеятельность в конкретной культурной среде.Орфографические навыки играют ключевую роль в успешном усвоении языка и являются одной из основных составляющих грамотности каждого человека. Орфография не только позволяет избежать ошибок при написании слов, но также способствует развитию языковой культуры и умений в общении.В начальных классах формируются основные навыки чтения и письма, поэтому особое внимание уделяется орфографии в этом возрасте. Дети в этот период активно учатся и впитывают новую информацию, поэтому их способности к освоению правил письма и орфографии находятся на самом высоком уровне. Однако, со временем, в силу различных факторов, таких как недостаточное внимание со стороны педагогов и родителей, недостаточная практика, недостаточное использование современных образовательных технологий, у детей начинают возникать проблемы с орфографией. Это может отразиться на их способности правильно и грамотно выражать свои мысли, а также на уровне их общей грамотности [1, c. 86].Поэтому формирование орфографических навыков становится важной задачей для педагогов начальных классов. Педагогический процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый ученик получал достаточное количество информации, необходимой для развития навыков и умений в орфографии. Важно не только правилам написания слов, но и умению их правильно применять в практических заданиях. В целом, формирование орфографических навыков в начальной школе имеет огромное значение для развития языковой компетенции и грамотности школьников. Это необходимая база, на которой строится дальнейшее обучение и освоение других учебных дисциплин. Орфографический навык включает в себя знание и понимание основных правил правописания, таких как различия между однокоренными словами, использование апострофа, правописание приставок и суффиксов, выбор соответствующих гласных и согласных звуков и многое другое. Кроме того, он также включает в себя умение определить слово, произошедшее от базового слова, а также понимание правил употребления прописных и строчных букв. Орфографический навык является одним из важнейших компонентов грамотного письма и коммуникации. Он помогает сделать текст понятным, безошибочным и грамматически правильным, что упрощает его восприятие и позволяет свободно и точно выразить свои мысли [5, c. 229]. В русском языке много орфографических правил и исключений, поэтому мы порой не можем уловить логики правописания и воспринимаем орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя». Кроме этого, у современных учащихся падает интерес к урокам русского языка, а внимание к этимологическому анализу слов позволяет сузить круг слов для заучивания, развивает языковое чутье, расширяет кругозор, делает запоминание более легким, расширяет словарный запас ученика. Ученик будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания.Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. Слово «этимология» происходит от греческих слов «этимон» - правда, истина - и «логос» — слово. Поэтому эта наука занимается установлением истинных значений слов. Этимологический анализ – это определение того, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, на базе какого языкового материала, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения его первичной формы и значения обусловили форму и значение, известные исследователю [3]. Основой этимологического анализа является сравнительно-исторический метод исследования различных единиц языка, который опирается на законы фонетических изменений, закономерности морфологических изменений, являющиеся предметом изучения сравнительной грамматики.Проще говоря, с течением времени со словами могут происходить значительные изменения: меняется их звучание, морфемный состав и лексическое значение. Это закономерное следствие языковой эволюции. Однако буквенный облик слов часто сохраняется почти неизменным, и поэтому исторические связи слов помогают объяснить правописание. Например, различие корневых гласных в словах обоняние и обаяние можно объяснить их различным происхождением: обаяние происходит от слова баять и буквально означает «околдовывать словами», а обоняние – от слова воняти, вонь – запах [2, c. 81].Основная задача этимологического анализа как научного метода изучения «трудных» слов - осмыслить не только «как» пишется слово, но и «почему» оно так пишется. Для того чтобы процесс изучения «трудных» слов не носил только механический характер запоминания, можно использовать следующий алгоритм работы со словом:1) определение исконного или заимствованного характера слова,2) выяснение образа, положенного в основу слова как названия предмета действительности,3) установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло,4) восстановление старого значения слова.Можно выделить следующие приёмы проверки написания «трудных» слов на основе этимологического анализа:1) сопоставление слов, в которых трудно распознать этимологически родственные основы. Во многих случаях эти слова известны, но они не воспринимаются в качестве проверочных: акварель - аквариум, балкон - балка, брошюра - брошь. Сравнивая анализируемое слово с историческим родственником, мы убеждаемся, что это действительно родственная лексика:2) анализ исторически последовательного развития слова: искусство - искус - искусить - кусити (старославянское – «пытать»),3) сопоставление слова современного русского языка с однокоренными словами других славянских языков. Например: багровый, багряный. Все эти слова восходят к старославянскому слову багрь,4) сопоставление трудных в орфографическом отношении слов с однокоренными словами какого-либо иностранного языка (парад – от французского слова «p'aro» – готовить).Этимологический анализ во всех случаях предполагает необходимость обращения к этимологическим словарям русского языка, а также к толковым словарям современного русского языка, к историческим словарям, словарям заимствованных слов. И конечно, в полном объеме такой анализ не может быть использован на уроках русского языка в начальной школе. Однако элементы этимологического анализа, позволяющие дать объяснение современным непроверяемым написания, вполне уместны в процессе словарно-орфографической работы с младшими школьниками [4, c. 121]. Этимологический анализ слов также помогает учащимся расширить свой словарный запас и лучше понимать значение слов. Знание исторической и грамматической природы слов помогает учащимся лучше запомнить их написание и использование в речи. Благодаря этимологическому анализу слов на уроках русского языка, учащиеся начальных классов смогут развить свои навыки правописания и грамотного использования слов. Они смогут не только писать без ошибок, но и лучше понимать русский язык и применять его правила в речи.Таким образом, этимологический анализ слов на уроках русского языка является эффективным средством формирования орфографического навыка у учащихся начальных классов. Этот подход помогает развить понимание происхождения и структуры слов, расширить словарный запас и улучшить правописание.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тайбыл С.А., Иргашева Т.Г. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 722 - 728. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11711 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11711



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.