'
Титов А.К.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК РАЗВИТИЕ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ *
Аннотация:
актуальность темы научной статьи заключается в том, что, соответствуя новым образовательным тенденциям, каждый начинающий специалист, вне зависимости от профиля обучения и выбранной траектории развития, обязан обладать академическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, опытом исследовательской и творческой деятельности по решению актуальных проблем, освоения техники социально-оценочной деятельности. Если первая половина перечисленных навыков прекрасно формируется в условиях аудиторных занятий, то вторая часть может быть сформирована исключительно в условиях самостоятельной работы перспективного специалиста. Также в статье раскрывается значимость самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе преобразования теоретических знаний в убеждения, формирования активной позиции личности в учебно-воспитательном процессе, социальных отношениях, будущей профессиональной деятельности, а также методы стимулирования самостоятельной работы в образовательных учреждениях и условия, обеспечивающие успешное выполнение СРС.
Ключевые слова:
самостоятельная работа студента, самоорганизация личности, совершенствование знаний, умения, преобразование теоретических знаний, формирование активной личности
Самостоятельная работа студентов (СРС), как и аудиторные занятия, является одной из важных и неотъемлемых форм образовательного процесса. Контроль со стороны преподавателя, планирование объема самостоятельной работы и разумное распределение нагрузки гарантируют успешное освоение учебного материала и повышение тезауруса студента, а также способствуют не только углублению знаний, но и развитию личности обучаемых. СРС включает в себя выполнение индивидуальных заданий, подготовку к занятиям, чтение литературы, выполнение практических работ и написание курсовых проектов [1, С. 6]. Данный процесс является ключевым элементом активного и глубокого обучения. Через самостоятельную работу студенты расширяют свои знания, развивают критическое мышление, учатся находить информацию и применять ее на практике.Исходя из этого, определим, чему способствует самостоятельная работа студентов и добавим некоторые комментарии.1. Глубокому усвоению материала. Самостоятельная работа позволяет студентам глубоко погрузиться в учебный материал, провести более детальный анализ и усвоить его на более эффективном уровне. Когда студент самостоятельно изучает материал, решает задачи или проводит исследования, он активно взаимодействует с информацией, что стимулирует более качественное и глубокое усвоение знаний.2. Развитию критического мышления. Самостоятельная работа способствует развитию у студентов критического мышления и аналитических навыков [5, С. 9]. При выполнении заданий самостоятельно студенты вынуждены рассматривать проблемы с разных точек зрения, анализировать информацию, проводить собственные выводы и доказательства, что формирует их критическое мышление.3. Саморегуляции и самодисциплине. Самостоятельная работа способствует развитию навыков саморегуляции и самодисциплины у студентов.Когда студенты управляют своим временем, планируют задачи и работают независимо, они развивают навыки самоорганизации, то есть, развивают в себе умение управлять собственными чувствами, что остается с ними и после окончания учебы.4. Подготовке к профессиональной деятельности. Самостоятельная работа помогает студентам развить навыки самостоятельности, креативности и аналитического мышления, необходимые в профессиональной деятельности. Эти навыки являются востребованными в современном мире и демонстрируют способность к самостоятельной работе и решению проблем, что важно для будущей карьеры.5. Повышению ответственности за учебные достижения. Самостоятельная работа формирует у студентов ответственность за собственное обучение и личные учебные достижения. Таким образом, самостоятельная работа способствует развитию самоорганизации - важного аспекта личностного роста студентов. Она требует способности планировать время, управлять ресурсами, анализировать информацию и принимать решения. Эти навыки являются необходимыми не только в учебном процессе, но и в жизни в целом. Процесс самостоятельной работы побуждает студентов к самопознанию, стимулирует их внутреннюю мотивацию и помогает развивать самодисциплину.Итак, выявим возможные методы стимулирования самостоятельной работы.1. Поддержка преподавателей. Преподаватели могут способствовать самостоятельной работе, предоставляя четкие задания, обратную связь, а также ресурсы и поддержку.2. Использование современных образовательных технологий. Например, электронные учебные платформы, онлайн-курсы и обучающие приложения могут стать эффективным инструментом для стимулирования самостоятельной работы студентов.3. Применение проблемно-ориентированного обучения. Данный метод позволяет студентам самостоятельно искать информацию, анализировать ее и применять на практике для решения реальных проблем.4. Индивидуализация обучения. Так, поддержка индивидуальных интересов и способностей студентов способствует развитию их самостоятельности.Разумеется, методы стимулирования имеют огромное влияние на конечный успешный результат СРС, однако нельзя забывать про условия, обеспечивающие успешное выполнение СРС.1. Доступ к необходимым образовательным ресурсам. Студент должен иметь достаточный доступ к библиотечным ресурсам, учебным материалам, онлайн-базам данных и учебным пособиям. Наличие актуальных и разнообразных образовательных ресурсов позволяет студенту самостоятельно изучать материал, выполнять исследования и подготавливать задания.Например, электронная библиотечная система университета, а также доступ к онлайн-курсам и академическим журналам. 2. Наличие поддержки и обратной связи. Студентам необходима поддержка со стороны преподавателей, а также обратная связь по результатам их самостоятельной работы [4, С. 261]. Обратная связь помогает студентам понять свои сильные и слабые стороны, а поддержка преподавателей помогает разрешать вопросы и получать дополнительную информацию.Например, регулярная консультация с преподавателями, а также обсуждение результатов самостоятельной работы и обмен мнениями.3. Четкие цели и задачи. Студент должен понимать цели и задачи своей самостоятельной работы, а также ее место в образовательном процессе. Четко сформулированные цели помогают студенту лучше планировать свою работу и достигать желаемых результатов.Например, определение целей перед началом выполнения задания, освоение новой темы или подготовка к сдаче экзамена.4. Наличие временных ресурсов. Студент должен иметь достаточно времени для выполнения самостоятельной работы без чрезмерной нагрузки. Недостаток времени может привести к стрессу и низкому качеству работы, поэтому важно, чтобы студент мог эффективно распределять время.Например, учет сроков выполнения заданий, а также планирование рабочего времени и избегание прокрастинации.5. Навыки «самоменеджмента». Студент должен обладать навыками самоменеджмента, включая умение планировать, организовывать и контролировать свою работу. Эти навыки позволяют студенту эффективно управлять своими обязанностями и достигать поставленных целей.Например, умение составлять план работы, а также грамотно расставлять приоритеты по задачам и следовать установленному графику.Итак, обеспечивая студентов данными условиями, образовательные учреждения способствуют более эффективному выполнению самостоятельной работы и, следовательно, их образовательному прогрессу.Таким образом, самостоятельная работа студентов играет важную роль в образовании, способствуя не только усвоению знаний, но и развитию личности. При должной поддержке со стороны преподавателей и использовании эффективных методов стимулирования, самостоятельная работа становится мощным инструментом, способствующим формированию самоорганизации, критического мышления и профессиональной готовности студентов [3, С. 261]. Как результат, она обогащает общество творческими и компетентными личностями, способными к самореализации и инновационному вкладу в различные области жизни.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Титов А.К. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК РАЗВИТИЕ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 736 - 741. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11713 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*