'
Зерчикова К.М., Закирова Е.Н.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ *
Аннотация:
статья посвящена анализу особенностей и проблем социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). В ней рассматриваются методы и подходы, применяемые в социальной работе в данном регионе, а также освещаются ключевые вызовы и перспективы развития этой сферы. Особое внимание уделено анализу системы помощи, адаптации и интеграции беженцев и вынужденных переселенцев, а также оценке их текущего положения и потребностей. Исследуется, как государственные и некоммерческие организации ХМАО взаимодействуют для обеспечения эффективной поддержки этой уязвимой категории населения.
Ключевые слова:
беженец, переселенец, социальная работа, миграция, семейные обстоятельства, миграционные процессы
Проблема социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) является важной и актуальной. В условиях возрастающих миграционных потоков, обусловленных глобальными конфликтами, экономическими кризисами и экологическими катастрофами, вопрос интеграции и адаптации беженцев становится особенно острым. Ханты-Мансийский автономный округ, как регион с развитой инфраструктурой и экономикой, привлекает большое количество мигрантов, что создаёт необходимость в эффективной системе социальной поддержки и адаптации.Целью данной статьи является анализ существующих подходов и методов социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами в ХМАО.Показатели внутренней и внешней миграции в России за последние 3 года неизменно высоки. Граждане, проживающие на территории РФ, вынуждены постоянно менять свое местожительство - по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения около 49% граждан, достигших совершеннолетия, проживают не на месте своего рождения [5].Основными причинами переезда являются семейные обстоятельства и издержки профессии. Также, около 30% респондентов задумываются о переезде в будущем не только в пределах родного региона, но и за его пределы, по причинам неудовлетворенности профессиональными доходами, низким уровнем жизни, вынужденным статусом безработицы [1].Примерно 3% российских граждан вынуждены периодически не на длительное время ездить на заработки в другой регион, причем далеко не ближний: 39% таких рабочих мигрантов возвращаются домой раз в две недели, 35% — минимум один раз в два месяца.Примечательно, что в Российской Федерации есть субъекты, временное население которых превышает постоянное. Лидерами, как правило, ежегодно являются такие регионы как Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. По статистическим данным, 56% граждан указанных округов имеют другое место рождения. Основной приток мигрантов на данные территории пришелся на 70-80-е годы XX века в период мощного развития нефте- и газодобывающей промышленности. Замыкающим тройку лидеров по числу мигрантов среди населения является Якутия (Саха) [4]. Проанализируем миграционные процессы более детально на примере ХМАО-Югры. За период с января по ноябрь 2023 года прирост мигрантов к общему населению составил 11 тысяч человек.Это наивысший показатель за прошедшие 5 лет, определяющий максимальное число въехавших мигрантов из других регионов России, иностранных граждан в статусе «беженцев» и минимальное число, наоборот, покинувших граждан.Рассмотрим отдельно категорию граждан-мигрантов в статусе «беженцы». Очевидно, их количество возросло с 2014 года - переломного с начала политических и общественных беспорядков на территории соседней страны Украины. Кульминационным периодом стал конец зимы 2022 года - начало специальной военной операции.С началом интенсивного миграционного процесса украинских граждан, покинувших Луганскую и Донецкую народные республики, местные власти ХМАО были готовы к их приему и социальному обеспечению. В первые этапы расселения граждан-переселенцев организовывались точки временного размещения, пункты проведения медицинских осмотров, восстановления минимального пакета документов, временного трудоустройства с возможностью постоянного, определения детей в местные детские сады и школы, назначения социальных выплат [1].Важно, статус «беженца» наделяется иностранным гражданам, вынужденно уехавшим из своих стран по состоянию небезопасности нахождения в них. Юридически процедура признания иностранца беженцем трудная. В быстром порядке в Ханты-Мансийском автономном округе по квоте данный статус получили лишь десятки, остальные же считались эвакуированными иностранными гражданами со сроком пребывания на территории РФ в 1 год. Тем не менее, социальная помощь от этого никак не менялась. Примечательно, что иностранные граждане экстренно эвакуировавшиеся из мест проживания на территорию России, все же должны получить статус беженца на срок в 5 лет, чтобы уже после можно было подать заявление на получение российского гражданства. С 2019 года на территории ХМАО, как и на территории всей России, срок установления статуса беженца сократился до 3-х месяцев [1].С витком новых событий на Украине с февраля 2022 года приток беженцев на территорию ХМАО увеличился. Правительство ХМАО определило основные центры размещения бежавших граждан ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Ими стали Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск. По состоянию только на апрель 2022 года вынужденно бежавшим гражданам было выделено около 600 мест размещения за счет средств бюджета АО и других межбюджетных средств [3]. Миграционный прирост населения Ханты-Мансийского автономного округа составил более 11 тысяч человек. Характеризуя меры социальной поддержки беженцам, отметим, что их перечень порядком изменился. Они состоят из единовременной выплаты в размере 10 000 рублей, дневного прожиточного минимума (550 рублей на проживание и 250 рублей на питание). Как правило, первично деньги поступают не лично беженцам, а в пункты временного размещения для распределения [1].Помимо этого, людям со статусом «беженец» гарантированы такие меры социальной поддержки как:- Пособие для женщин, встающих на учет по беременности,- Пособие по родам,- Пособие по рождению ребенка и уходу за ним,- Материнский капитал,- Денежное содействие при переезде на место пребывания,- Выплаты гражданам пенсионного возраста. Важно, при наличии трудового стажа на территории Украины происходит документационный запрос в пенсионный фонд Украины. Если такового стажа нет или нет возможности его подтвердить, то беженцам начисляется государственная пенсия.- Пенсия по потере кормильца и инвалидности.- Бесплатные образовательные услуги на всех ступенях образования.- Бесплатные медицинские услуги: прикрепление к поликлиникам, ведение терапевтического, педиатрического учета, медицинские осмотры, диспансеризации, госпитализации в больницы.- Официальное трудоустройство с бессрочным трудовым договором и полным социальным пакетом. Как правило, у работодателя нет необходимости запрашивать официальное разрешение на найм сотрудника-беженца. Поскольку он на правах своего статуса наделен свободой перемещения в пределах страны.- Психологическая помощь.В настоящее время закон, определяющий основные вопросы по приему и обеспечению беженцев на территории субъектов РФ – Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528 «О беженцах» (с изменениями от 13 июня 2023 года) [2].Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115 «О правовом положении иностранных граждан в российской федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 242 «Об утверждении положения о предоставлении временного убежища», Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 967 «Об утверждении Правил предоставления статуса беженца в Российской Федерации» и др.).Как можно было заметить, ранее перечислялись меры социальной помощи на территории ХМАО иностранным гражданам в статусе «беженцы». Однако выделяют еще и иную похожую категорию граждан – «вынужденные переселенцы». По отношению к России, это российские граждане, проживавшие ранее за границей, но вынужденные вернуться в Россию вследствие совершения по отношению к ним насилия, преследования. Отметим, что за последнее время граждане данной категории на территории ХМАО не были зарегистрированы. Тем не менее, меры поддержки для них выработаны: обеспечение жильем, единовременное пособие, компенсация стоимости переездов, медицинская помощь и др.С вопросами о своевременном оказании какой-либо меры поддержки, либо нарушении оказания граждане перечисленных категорий всегда могут обращаться напрямую или по телефону горячей линии в Министерство труда и социального развития Ханты-Мансийского автономного округа, МФЦ.Таким образом, можно отметить, что социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами в Ханты-Мансийском автономном округе достаточно развита. Регион готов оказывать этим уязвимым группам населения помощь и поддержку, включающую в себя не только предоставление временного убежища и материальной помощи, но и комплексные программы по интеграции в новое общество.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Зерчикова К.М., Закирова Е.Н. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 814 - 820. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11723 (дата обращения: 09.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*