'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 130

Просмотры  90 просмотров

Гриц Г.Н.

  


ВЛИЯНИЕ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
статья посвящена вопросу влияния осознанной саморегуляции на копинг-стратегии поведения подростков. Рассмотрены факторы, влияющие на выбор подростками способов преодоления стрессовых ситуаций. Описана важность изучения осознанной регуляции у школьников среднего звена. В статье отражена связь уровня саморегуляции и применение конструктивных копинг-стратегий у подростков.   

Ключевые слова:
копинг-стратегии, адаптация, стресс, тревога, саморегуляция   


Система школьного образования должна обеспечивать условия для формирования субъектности человека как полноценного, самодостаточного и самостоятельного члена общества, как состоявшейся личности, обладающей необходимым потенциалом дальнейшего саморазвития. Субъекты образовательного процесса постоянно сталкиваются с различными ситуациями, в том числе и конфликтными. Адекватное разрешение данных ситуаций, посредством определенных копинг-стратегий, позволяет накопить необходимый жизненный опыт, а также сохранить психическое и психологическое здоровье личности.К числу условий, обеспечивающих выбор подростками копинг-стратегий поведения относят осознанную саморегуляцию поведения. Разработка проблемы саморегуляции поведения и деятельности активно ведется как в отечественной, так и в западной психологических школах. Стержневыми характеристиками психической саморегуляции выступает целесообразная активность, что неизменно подчеркивают исследователи этого явления. Под психической саморегуляцией мы понимаем целесообразную активность по организации и управлению поведением, деятельностью, психическими состояниями и процессами. Значение термина «саморегуляция» в отличие от регуляции подразумевает в первую очередь, что человек сам регулирует свою активность в соответствии со своей потребностно-мотивационной и смысловой сферой [1].Саморегуляция – это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении [2],[3]. Саморегуляция представляет собой процессы инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также управление достижением этих целей. Процессы саморегуляции это внутренняя целенаправленная активность человека, которая реализуется за счет системного участия самых разных процессов, явлений и уровней психики. Предметом психологии саморегуляции яв-ляются интегративные психические явления и процессы, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, це-лостность его индивидуальности и личности. Анализ механизмов саморегуляции производится в рамках проблематики индивидуальных стилей регуляции, реализации разных форм произвольной активности и деятельности, регуляции психических состояний, возрастных аспектов ее становления [4].В рамках мотивационного уровня саморегуляции можно выделить две ее формы - саморегуляция как волевое поведение, протекающая в условиях мотивационного конфликта и саморегуляция, направленная на гармонизацию мотивационной сферы, устранение внутренних конфликтов и противоречий на основе сознательной перестройки и порождения новых смыслов [5].Вторая форма саморегуляции эффективна в критических ситуациях, когда достижение целей и осуществление жизненно важных для личности целей и мотивов в силу объективных причин становится невозможным, и является составляющей деятельности переживания. Процесс переживания – особая внутренняя деятельность по смыслопорождению, актуализирующаяся в критических ситуациях [6].Основными механизмами личностно-мотивационного уровня саморе-гуляции, эффективной в критической ситуации, являются рефлексия и смысловое связывание. Рефлексия позволяет человеку взглянуть на себя объективно, проанализировать и сопоставить различные события собственной жизни, направлена на осознание смысла своей жизни, поскольку она фиксирует процесс деятельности, отчуждает и объективирует его, делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. Благодаря рефлексии возможно посмотреть на себя «со стороны», изменить отношение к чему-либо, перестроить свой внутренний мир, приспособиться к меняющейся действительности. В отличие от неосознаваемых форм саморегуляции (психологических защит), рефлексия является способом саморазвития личности.Смысловое связывание – это механизм саморегуляции, при участии которого происходит формирование нового смысла через его эмоциональное насыщение путем связывания нейтрального содержания с мотивационно-смысловой сферой личности [5].А. К. Осницкий также разделяет личностную и деятельностную само-регуляцию, под личностной саморегуляцией им понимается преимуще-ственно определение и коррекция своих позиций, придание деятельности определенного смысла, деятельностная саморегуляция представляет из себя предметные преобразования и преобразования прилагаемых усилий [7].Саморегуляция – поддержание устойчивости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям. Саморегуляция имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни. В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими пара-метрами саморегуляции могут быть как психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям), так и содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т. д.), волевые и др. Структура саморегуляции характеризуется также наличием регуляционного контура, включающего в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с психическими механизмами обратной связи и информации, носителями которой могут быть различные формы как чувственные, так и понятийные. Возможности саморегуляции ограничиваются, с одной стороны, сверхзначимыми для данной личности воздействиями социальной и предметной действительности, приводящими к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой – возможностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал саморегуляции складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей [9].Функциональные компоненты системы саморегуляции реализуются одним из частных регуляторных процессов. Эти процессы взаимосвязаны между собой, имеют сложную архитектонику и могут осуществляться как последовательно, так и параллельно [8].Особенности саморегуляции начинают формироваться в подростковом возрасте, но эти особенности еще слишком противоречивы. В подростковом возрасте наблюдается рассогласованность развития умений осознанной саморегуляции.В подростковом возрасте сформирована потребность выделять значимые условия достижения целей в зависимости от развитости и адекватности оценки результатов своей деятельности и поведения, а также от способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Подростки полагают, что большинство событий их жизни являются результатом случая или действия других людей, не считают себя ответственным за свое здоровье, но ответственны в построение межличностных отношений с окружающими. Они предпочитают действовать импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.В подростковом возрасте, чем больше сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, тем больше потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, но при этом отличительной чертой подростков является неадекватность оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, они не всегда замечают изменения ситуации и в зависимости от этого считают себя менее ответственными за построение межличностных отношений с окружающими. Чем более выражена у подростков потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, тем они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, а также склоны приписывать важное значение внешним обстоятельствам, в зависимости от выраженности потребности в способности самостоятельно планировать деятельность и поведение. Подростки, которые характеризуются пластичностью регуляторных процессов, склонностью обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и считать, что большинство важных событий в их жизни, это результат их собственных действий, считают во многом себя ответственными за своё здоровье [10].Становление осознанной личностной саморегуляции наиболее актуально для подросткового возраста. Это связано с жизненными задачами, которые встают в этот период.Во-первых, впервые осуществляется проектирование своего будущего.Во-вторых, это период рождения личностной рефлексии, обращение на внутренние основания своих действий и поступков, подросток старается понять себя, осознать свои переживания.В-третьих, происходит становление осознания соотношения реального и возможного. Подросток наполнен идеальными представлениями о себе и об окружающих, растет независимость в суждениях и поступках, с другой стороны он пробует собственные возможности. Именно в этот период создается образ собственного действия и ход его осуществления.В то же время существуют особенности возрастного периода, затруд-няющие формирование осознанных форм саморегуляции. К ним относятся размытость границ реального и возможного, цели не всегда обоснованы реальными возможностями, недостаточная самостоятельность и него-товность к реализации своих жизненных планов, неадекватность представлений о достоинствах и недостатках, неразвитость личностной ответственности за свой выбор и решения.В подростковом возрасте становление и развитие индивидуального стиля личностной саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается умения управлять собой сообразно поставленной цели и направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.Становление саморегуляции в подростковом возрасте условно можно представить в виде следующих этапов:- выбор и осознание цели, формирование личностной ответственности,- адекватная оценка своих возможностей,- формирование представлений о последовательности своих действий,- выработка собственных норм и критериев оценки своих действий,- составление программ для достижения цели [11], [12].Современная школа призвана обеспечить не только усвоение знаний и умений, но и помощь учащимся в процессе обучения.Степень сформированности индивидуальной саморегуляции является значимым предиктором продуктивности выполнения различных видов профессиональной деятельности, в том числе учебной деятельности в средней школе.Становление осознанной саморегуляции наиболее актуально для подросткового возраста. Это связано с жизненными задачами, которые впервые встают в этот период. Средняя школа - это время подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Именно в этот период учащиеся переживают успехи и неудачи своей школьной жизни, удовлетворенность отношениями, которые складываются с одноклассниками и учителями.Знание индивидуального профиля саморегуляции дает ценную информацию для решения задач профориентации, а также дает информацию о возможностях адаптации учащихся к изменяющимся условиям обучения, о выраженности темперамента и характера в картине поведения школьника.В подростковом возрасте становление и развитие индивидуального стиля саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается умение управлять собой сообразно поставленной цели и направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и учебными задачами. Осознанная саморегуляция способствует формированию поведения не только в обыденных условиях, но и в ситуациях стресса. И чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем легче подросток справляется с ситуациями стресса и увереннее себя чувствует в незнакомых ситуациях [11],[13].Способы совладания (проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные) являются средствами саморегуляции. Умение личности регулировать свое состояние, управлять поведением в различных ситуа-циях является важным показателем ее зрелости, от чего во многом зависит успешность самой личности в процессе ее жизнедеятельности [14].Стиль совладающего поведения является устойчивой личностной характеристикой, активное становление которой приходится на подростковый возраст. [15] Стиль совладания в подростковом возрасте является одним из механизмов саморегуляции, вписанного в единую более широкую структуру регулятивного поведения, наряду с контролем поведения и психологической защитой [16, 17] Копинг-поведение – осознаваемое, целенаправленное поведение, направленное на преодоление стрессовых состояний. Становление стилей совладающего поведения приходится на подростковый возраст, когда контроль поведения – конструкт, выделенный как основа в становлении саморегуляции человека, сформирован в большей степени, чем стили совладающего поведения [18].Таким образом, для школьников, которые обладают высоким уровнем развития саморегуляции, а также применяют конструктивные копинг-стратегии, такие как ориентация на решение задачи, характерна более эффективная адаптация к условиям стресса, адекватный уровень оценочной тревоги, высокий уровень активности, самочувствия и настроения.В целях корректировки выбора подростками стратегий поведения в стрессовых ситуациях необходимо развивать личностную саморегуляцию, а именно особое внимание уделять тем компонентам саморегуляции, которые являются недостаточно развитыми. Таким образом, развитие специально созданными методами компонентов личностной саморегуляции приводит к позитивным изменениям в индивидуальном профиле саморегуляции, а чем выше уровень развития саморегуляции, тем легче подросток овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.Активность человека характеризуется способностью к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации. Отсюда, проблема регуляции человеком своей активности занимает одно из центральных мест в общем контексте субъектного подхода к изучению психики человека. Индивидуальная саморегуляции служит «инструментарием», позволяющим человеку мобилизировать индивидуальные ресурсы не только для достижения своих целей, но и для эффективного совладания со стрессовыми ситуациями, с которыми в том числе также встречаются ученики средней школы.Осознанная саморегуляция характеризуется сознательным построением планов и программ поведения в соответствии со своей потребно-мотивационной и смысловой сферой. Она помогает подросткам при формировании стратегий поведения в стрессовых ситуациях.В подростковом возрасте под действием личностных, характерологических особенностей подросток вырабатывает индивидуальный стиль саморегуляции, способствующий более эффективной деятельности и выработке оптимальных способов достижения успешности, но не все молодые люди способны овладевать этими навыками.Осознанная саморегуляция поведения – является одним из условий, обеспечивающих выбор подростками копинг-стратегий поведения. Понятие копинг-стратегии объединяет в себе разносторонние стратегии, направленные на то, чтобы преодолеть стрессовые ситуации. На выбор копинг-стратегии подростками влияют особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней, а также особенности личности, в том числе уровень развития саморегуляции и ее компонентов.Для школьников среднего звена, обладающих высоким уровнем развития осознанной саморегуляции, а также применяющих конструктивные копинг-стратегии, такие как ориентация на решение задачи, характерна более эффективная адаптация к условиям стресса и адекватный уровень оценочной тревоги.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гриц Г.Н. ВЛИЯНИЕ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 838 - 848. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11726 (дата обращения: 06.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11726



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.