'
Гольцова Ю.С.
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ *
Аннотация:
раскрывается такое понятие как административный процесс, представлены особенности административного процесса в деятельности МЧС России, рассматриваются актуальные проблемы административного процесса в деятельности МЧС Российской Федерации и пути совершенствования.
Ключевые слова:
административный процесс, административное правонарушение, государственный контроль, должностное лицо
На территории нашего государства такое ведомство как МЧС России является главным субъектом административного процесса, роль которого заключается в выполнении в области административной юрисдикции перечня правоохранительной деятельности.Актуальность темы текущего исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день МЧС России выполняет важную административную деятельность, в процессе которой есть ряд проблем, поэтому важно совершенствовать административный процесс [1-2] в деятельности МЧС России.МЧС Российской Федерации своей деятельностью управляет, контролирует и регулирует процессы в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС, обеспечения пожарной безопасности при взаимодействии со структурными подразделениями и территориальными органами МЧС России и иными подразделениями. При этом, обратим внимание, что административная деятельность МЧС России на регулярной основе осуществляется в процессе совершения своих полномочий.Заметим, что на сегодняшний день в России действует весьма обширная законодательная база, которая регулирует различные аспекты административного процесса, который осуществляется сотрудниками МЧС России. Но вместе с тем, некоторые направления в судебной и правоприменительной практике имеют ряд проблемных моментов. Использование должностным лицом МЧС России такой меры совершения производства по деду об административном нарушении, как привод обвиняемого лица в судебный орган является одним из противоречий правоприменительной практики [3], что так же отражается и на судебной практике. Отметим, что под административной деятельностью МЧС России следует понимать общественные отношения в области госнадзора, складывающиеся при условии участия органов госконтроля в процессе осуществления деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Данные мероприятия, осуществляемые МЧС России, реализуются с помощью проведения проверок, а также проведения необходимых мероприятий, направленных на профилактику данных нарушений. Рассматривая в данном исследовании особенности административного процесса, отметим, что сам по себе административный процесс представляет собой специфическую структуру своего юридического содержания. На сегодняшний день в деятельности МЧС России административный процесс представляет собой деятельность ведомства [4], целью которой является реализация определенных полномочий МЧС России без участия суда. Беря во внимание совершенствование системы правового регулирования в области защиты граждан от природных и техногенных ЧС, что само по себе является основной деятельностью административной власти, важно отметить особенности административного процесса, связанные с ее спецификой. Следует заметить, что различия участников административного процесса относительно правового статуса в сфере защиты граждан и территории? от ЧС выявляются в первую очередь в их положении как субъекта права, во вторую – в функциях как субъекта социальной деятельности при ЧС.Рассматривая административный процесс важно выделить и группы его субъектов, задачами которых является защита граждан и территорий от ЧС.К первой группе субъектов относятся органы исполнительной? власти и должностные лица, которые осуществляют издание индивидуальных и НПА, касающихся и защиты граждан и территорий от ЧС (Президент РФ, Правительство РФ, правительства субъектов РФ и другие). Ко второй группе субъектов относятся специализированные органы исполнительной власти, которые так же связаны с деятельностью по защите граждан и территорий от ЧС.К данному специализированному органу относится МЧС Российской Федерации. Органы местного самоуправления составляют третью группу субъектов административного процесса, функцией которых является защита граждан и населения от ЧС природного и техногенного характера. К четвертой группе субъектов административного процесса относятся юридические и физические лица, деятельность которых непосредственно связана с защитой граждан и территорий от ЧС [5], но не обладающих функциями власти. При этом связь с другими уровнями осуществляется непосредственно установленными обязанностями по совершению ряда действий, либо отказ от них при наличии угрозы возникновения ЧС.Следует заметить, что четкая система межуровневых и межведомственных связей, объединяющая субъекты разных уровней в ЕСЧС, является одной из важнейших особенностей административного процесса в деятельности МЧС России по регулированию отношений по защите граждан и населения от ЧС. На контрольно-надзорных функциях в первую очередь заключается административная работа МЧС. Благодаря развитой системе связей между различными уровнями власти, осуществляемая административная деятельность представляет собой действенный метод по реагированию на правонарушения [3], что позволяет повысить уровень защиты прав населения нашей страны. При этом отметим, что у самих граждан, юридических лиц есть возможность обращаться с заявлением в суд, к вышестоящему органу в соответствии с подчиненностью на решения, а также определенные действия или бездействия должностных лиц территориальных органов МЧС России, организаций МЧС России.Оспаривание НПА и иных решений, а также действий или бездействия МЧС России, его территориальных органов в рамках судопроизводства в судах общей юрисдикции определено Гражданским процессуальным кодексом нашей страны. При нарушении обязательных требований, относящихся защиты граждан и территорий от природных и техногенных ЧС а рамках административного процесса МЧС вправе принимать заявления от граждан и юридических лиц. Данная возможность дает право объекту надзора принять определенные меры, обеспечивающие соблюдение обязательных требований в области защиты граждан и территорий от природных и техногенных ЧС и уведомить надзорный орган [6]. Это происходит при проверках различных объектов производственного, социально-культурного назначения, предприятий торговли, жилищного фонда.Обжалование таких решений, действий и бездействия МЧС России и его территориальных органов и должностных лиц при исполнении государственных функций проводится согласно порядку, установленному административными регламентами МЧС России, в рамках которых принимаются меры, направленные на безопасность населения и территорий, методы защиты, а также пропаганды в области гражданской обороны, защиты граждан и территорий от ЧС.Таким образом, административный процесс является сложной структурой, обладающей важными специфичными особенностями, представляя при этом юридическую форму реализации деятельности исполнительных органов власти. При этом совершенствование нормативно-правового обеспечения административного процесса деятельности МЧС России позволит на всех уровнях структуры добиться прозрачности в совершаемых действиях всех субъектов административного процесса. На основании вышесказанного, можно сказать о том, что административный процесс является в своем роде формой реализации полномочий органов МЧС, без существования которого было бы невозможно осуществлять контрольно-надзорную деятельность на соответствие обязательным требованиям, так как административный процесс охватывает огромный перечень полномочий.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Гольцова Ю.С. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 1078 - 1083. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11761 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*