'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 209

Просмотры  93 просмотров

Обуваева А.А.

  


АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ И ЗОНИРОВАНИЯ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ «АО КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЯНТАРНЫЙ КОМБИНАТ» *

  


Аннотация:
в данной научной статье рассмотрены варианты развития территории янтарного комбината в пгт. Янтарный Калининградской области   

Ключевые слова:
янтарь, зонирование, строительство, архитектура   


УДК 69

Обуваева А.А. 

студентка группы 21-ЗСТ/маг кафедры строительства института

морских технологий, энергетики и строительства,

Калининградский государственный технический университет 

(г. Калининград, Россия)

 

АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ

И ЗОНИРОВАНИЯ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ

«АО КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЯНТАРНЫЙ КОМБИНАТ»

 

Аннотация: в данной научной статье рассмотрены варианты развития территории янтарного комбината в пгт. Янтарный Калининградской области.

 

Ключевые слова: янтарь, зонирование, строительство, архитектура.

 

Целью настоящей работы является рассмотрение возможных вариантов градостроительного и архитектурного решения промышленно-социального профиля площадки Янтарного кластера для формирования организованной среды, включающей социальную и промышленную инфраструктуру, обеспечивающую развитие обрабатывающих производств, стимулирование выпуска инновационных продуктов.

Для осуществления цели на начальном этапе необходимо:

1.Произвести инвентаризацию на предмет пригодности к эксплуатации зданий, находящихся на территории объекта «АО Калининградский Янтарный Комбинат».

  1. Провести обследование зданий и сооружений на предмет определения категория технического состояния строительной конструкций, их пригодности к дальнейшей эксплуатации или необходимости реконструкции.

И этим задачам и посвящена данная статья.

 

Введение.

Согласно Поручению Президента Российской Федерации №Пр-1316 от 13 июля 2016 года Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Калининградской области и ГК Ростех принято решение о развитии территории Янтарного комбината с учетом наиболее перспективных вариантов зонирования прилегающей территории:

- развитие промышленной зоны предприятия путем устройства дополнительных цехов, возведением модульных построек для постоянного проживания персонала с учетом благоустройства.

- организация благоустройства территории для посещения туристов с возведением зданий под гостиничный комплекс, рестораны, санаторные корпуса.

В настоящее время необходимо решить вопрос о развитии Комбината в увязке с развитием янтарной отрасли с использованием рыночных механизмов преобразования. Для этого была разработана Стратегия развития АО «Калининградский янтарный комбинат» на период до 2025 года [1].

В рамках Янтарного кластера Стратегия [1] предусматривается создание организованной среды, коллинеарной развитию мировой янтарной отрасли, включающей:

а) промышленную, технологическую, экспериментальную, складскую, офисную, консалтинговую, образовательную, информационную инфраструктуру, создающую на этой базе резидентам Янтарного кластера возможности приобретать новые компетенции, наращивать объёмы переработки янтарного сырья Комбината в продукцию, осваивать новые технологии и оборудование обработки и переработки янтаря.

б) социальную инфраструктуру, предусматривающую реализацию

Проекта развития туристического направления Янтарного кластера.

Здания, находящиеся на проектируемой территории, построены в различные временные промежутки, в том числе и довоенные постройки.

Соответственно часть сооружений находится в аварийном состоянии и требуют не только тщательного обследования, после которого будут даны рекомендации по дальнейшей технической эксплуатации, но и грамотной реконструкции.

 

Согласно договору о сотрудничестве между АО «Калининградский янтарный комбинат» и ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» руководством комбината было предложено выполнить, в рамках научно-исследовательской работы, разработку Янтарного кластера.

На основании поставленной задачи выявлена необходимость создания вариантов градостроительного и архитектурного решения промышленно-социального профиля площадки Янтарного кластера для формирования организованной среды, включающей социальную и промышленную инфраструктуру, обеспечивающую развитие обрабатывающих производств, стимулирование выпуска инновационных продуктов.

Необходимо также отметить, что вся работа по созданию Янтарного кластера разбита на 3 раздела:

1 — зонирование,

2 — генеральный план,

3 — архитектурные решения.

Для достижения поставленной цели по разработке генеральных планов необходимо выполнить следующие задачи:

а) произвести зонирование, которое должно быть отражено на генеральных планах промышленных комплексов,

б) изучить территорию Янтарного комбината, в том числе климатические,

геологические, гидрологические особенности района, в котором будет находиться Янтарный комплекс, а также существующие и проектируемые инженерные коммуникации, проходящие через участок,

в) проанализировать ситуацию, сложившуюся на данный момент на территории

предприятия, а также учесть факторы, ограничивающие свободную застройку при проектировании генеральных планов, которые могут возникнуть в будущем,

г) дать подробное описание двух выбранных вариантов генеральных планов.

Федеральная правовая база

В основу предложений по развитию Калининградского Янтарного комбината легла стратегия развития АО «Калининградский янтарный комбинат» на период до 2025 года [1]. Комплекс является объектом капитального строительства федерального значения.

Генеральный план земельного участка, принадлежащего Янтарному комбинату, - основной документ, который определяет дальнейшее развитие территории. Он является основой для комплексного решения вопросов по организации планировочной структуры, инфраструктурного, территориального, промышленного и социально-экономического развития, определения зон инвестиционного развития, что в данном решении будет основополагающим, так как область янтарной промышленности на сегодняшний день является только развивающейся.

Стратегией предполагается ее активный рост.

Генеральным планом определяются перспективы развития территории на ближайшее время, а именно за 5-7 лет янтарная отрасль должна выйти на новый уровень и к 2025 году планируется создание 1000 дополнительных рабочих мест с необходимым обучением их организации и методам высокотехнологической переработки янтарного сырья и аттестацией рабочих мест.

Генеральные планы территории Янтарного комбината разработаны с учетом всех нормативных требований, на основе генеральных планов и различных схем организации Янтарного городского округа.

Архитектурно-планировочная организация и зонирование территории

Градостроительной задачей данного проекта является формирование генплана территории как единого промышленного комплекса, органично включающего в свой состав территории, согласно СП 18.13330.2011 п.5.7 [2].

Проект включает в себя следующие градостроительные задачи развития территории:

а) архитектурно-планировочные решения территории, определяющие цели и задачи проекта планировки, а также создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих объектов и жилой застройки (СП 18.13330.2011 п.5.3, пп. (з)[2]),

б)функциональное зонирование и режимы градостроительного использования территории,

в) параметры развития функциональных территорий,

г) инженерное обеспечение и благоустройство,

д) транспортное обслуживание и пешеходные связи

Основные направления градостроительного развития территории

Основным направлением градостроительного развития территории является перспективное хозяйственное и промышленное развитие в условиях сбалансированного использования социального, экономического и природного потенциалов.

Основная направленность градостроительной политики направлена на развитие промышленного комплекса, активное застраивание территории и максимальное использование ресурсов как сырьевых, так и земельных.

Функциональное зонирование территории

Перспективное градоэкономическое зонирование территории основывается на оценке существующего функционального использования частей территории, сложившейся системы планировочной организации и наличия ресурсно-хозяйственного и социально-экономического потенциалов.

Функциональное зонирование [3] предполагает выделение на территории следующих зон:

а) жилой,

б) общественно-деловой,

в) производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры,

г) рекреационной,

д) административной,

е) туристической.

Разработка предложений по организации жилых и промышленных зон,

реконструкции существующих зданий с возможностью их перепрофилирования и варьирование земельного потенциала для жилых или производственных нужд – одна из приоритетных задач генерального плана.

Также предусмотрено строительство гостевых домиков для проживания в них туристов, работников в командировке и иностранных гостей [4].

При размещении площадок нового жилищного строительства учтены ограничения и требования, связанные с санитарно-защитными зонами производственных, коммунальных, транспортных объектов. Реализация жилищной программы, намеченной генеральным планом, предусматривает сочетание нового жилищного строительства на свободных территориях с реконструктивными мероприятиями уже существующих зданий.

Зона общественно-деловая (зона делового, общественного и коммерческого значения) представлена объектами обслуживания – объектами торговли, общественного питания и Зона производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры представлена промышленными объектами, которые желательно размещать в уже существующих зданиях после проведения капитального ремонта.

 

Развитие туризма обеспечивает широкие возможности для оздоровления и реабилитации населения и вносит значительный вклад в развитие экономики, увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет. Янтарные украшения станут источником хорошей прибыли.

Благоприятные природно-ландшафтные, гидрографические и экологические условия определяют возможности организации разнообразных туристических маршрутов вблизи озера Синявинского.

В связи с чем на территории Янтарного комбината запроектирован выставочный зал янтарных украшений с отдельным входом, чтобы обеспечить свободный проход всем желающим, а также зона, на которой будут располагаться различные сувенирные лавки, мастерские и другие торговые предприятия по желанию руководства Янтарного комбината. Данная территория в то же время является хорошим местом для размещения туристической зоны, так как находится недалеко от озера и моря. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Стратегия развития АО «Калининградский янтарный комбинат» на период до 2025 года;
  2. СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*, введ. 2011-05-20. – Москва, 2011. – 44 с.;
  3. Владимиров, И.С. Разработка мастер-плана площадки Янтарного кластера. Том I. Зонирование / И.С. Владимиров. – Калининград: КГТУ, 2019;
  4. Фарима, Н.М. Разработка мастер-плана площадки Янтарного кластера. Том III. Архитектурные решения / Н.М. Фарима. – Калининград: КГТУ, 2019 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Обуваева А.А. АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ И ЗОНИРОВАНИЯ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ «АО КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЯНТАРНЫЙ КОМБИНАТ» // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 1358 - 1367. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11805 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11805



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.