'
Куанышев Д.Н., Бүркітбай Ә.Ж., Койчубаева Д.С.
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ *
Аннотация:
в статье рассматривается актуальная проблема влияния социальных сетей на межкультурные коммуникации. Проводится анкетирование, которое исследует использование социальных медиа в повседневной жизни в целях воспитания культуры и обмена знаниями в межкультурном опыте
Ключевые слова:
межкультурные коммуникации, социальные сети, влияние онлайн-пространства, языковые барьеры, виртуальные сообщества, цифровая коммуникация
УДК 316
Куанышев Д.Н.
студент, гуманитарно-юридический факультет,
«Ресторанное дело и гостиничный бизнес»
Университет «Туран»
(г. Алматы, Республика Казахстан)
Бүркітбай Ә.Ж.
сениор-лектор кафедры "Туризм и сервис"
Университет «Туран»
(г. Алматы, Республика Казахстан)
Койчубаева Д.С.
ассистент-лектор кафедры "Туризм и сервис"
Университет «Туран»
(г. Алматы, Республика Казахстан)
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
НА МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема влияния социальных сетей на межкультурные коммуникации. Проводится анкетирование, которое исследует использование социальных медиа в повседневной жизни в целях воспитания культуры и обмена знаниями в межкультурном опыте.
Ключевые слова: межкультурные коммуникации, социальные сети, влияние онлайн-пространства, языковые барьеры, виртуальные сообщества, цифровая коммуникация.
Социальные сети стали неотъемлемой составляющей в рутине современного человека, интернет охватил все сферы жизнедеятельности. Конечно, основной функцией социальных сетей остается общение. Обеспечение связью в онлайн-пространстве давно вышло на глобальный уровень, что создает благоприятные условия не только в общении с близкими друзьями, отправок открыток родственникам и коллегам, но и позволяет обзаводится новыми знакомствами и обмениваться опытом и информацией на различных виртуальных сообществах и обсуждениях в том числе, с представителями других стран, рас и этносов. В сети, как и в жизни, любой человек открыт как к восприятию опыта чужой культуры, так и к передачи своего. Такое взаимодействие представителей разных культур является определением термина «межкультурная коммуникация» [1]. Следует отметить то, что существуют различия между традиционной коммуникацией и цифровой, так как, цифровая коммуникация основывается на обмене текстовыми и голосовыми сообщениями и графической информацией. В следствии этого возникает вопрос о восприятии людьми информацией такого рода из интернета и о том, какое влияние оказывают социальные сети на межкультурные коммуникации.
Для исследования данной темы был проведен онлайн-опрос с целью рассмотрения воздействия социальных сетей на межкультурные коммуникации. Опрос затрагивает вопросы восприятия культурных различий, языковых барьеров, эффективности виртуальных сообществ и готовности культурного обмена в онлайн-среде. Полученные данные помогут выявить ключевые аспекты влияния социальных медиа на международное общение и послужат основой для рекомендаций по улучшению межкультурных коммуникаций в цифровой эпохе.
Научная новизна в исследовании этой темы заключается в выявлении уникальных аспектов, посредством анализа ответов онлайн-опроса.
Объектом исследования является воздействие социальных медиа на межкультурные коммуникации.
Предметом исследования выступают вопросы восприятия культурных различий, таких как, преодоления языковых барьеров, оценки эффективности виртуальных сообществ и готовности культурного обмена.
Цель исследования – определение влияния социальных сетей на межкультурные коммуникации.
Задачи исследования: исследовать, как воздействие социальных сетей оказывает влияние на восприятие и взаимодействие между представителями различных культур.
Разработать опрос для выявления влияния социальных сетей на восприятие культурных различий, обмен культурными знаниями, а также на возможность создания позитивного межкультурного опыта.
Гипотезой статьи является утверждение о том, что интенсивное пользование социальными сетями способствует более открытому восприятию культурных различий.
Методы, используемые в исследовании – анализ материалов, синтез онлайн-опроса, метод дедукции для подтверждения или опровержения гипотезы, а также метод индукции для приведения конечного вывода.
В первую очередь, стоит определить само явление «культуры». Культура, по общепринятому мнению, охватывает всё, что было создано человеком, включая также произведения, которые он сам порождает: литература, искусство, обычаи, философия, язык. Александр Круглов писал: «Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт.» [2]. Олжас Сулейменов в своей книге «Аз и Я» [3] рассуждая о том, что многие тюркские и славянские слова имеют общие истоки, побуждает читателя задуматься о постоянной коммуникации и передачи опыта между представителями разных культур. Таким образом, культура всегда являлась предметом коммуникаций между разными народами, передавая друг другу знания и изучая разные аспекты, поддерживали связь.
В настоящее время онлайн-пространство может обеспечить общение людям с разных частей света, однако социальные сети не всегда стирали географические рамки. Например, самая глобальная социальная сеть Facebook* (* запрещен в РФ) долгое время являлась закрытым сервером для обмена сообщениями внутри университета, её создатель Марк Цукерберг о своих мыслях при создании локального приложения: «И я помню, как тогда говорил, что рад, что у нас в Гарварде появилась сеть, через которую можно было общаться, и что когда-нибудь кто-то сделает такую же сеть по всему миру.» [4].
На данный момент существует множество социальных сетей и мессенджеров помимо Facebook* (* запрещен в РФ), по сводке онлайн-опроса, самым используемым приложением среди опрошенных является Instagram* (* запрещен в РФ) (85% опрошенных-51 человек).
Рис. 1. Сводка используемых социальных сетей.
Instagram* (* запрещен в РФ) это социальная сеть для обмена фотографиями и видео, за счет этого, на вопрос о формировании культурных стереотипов формат контента соответствует данной социальной сети
Рис. 2. Формат контента для восприятия культурных стереотипов.
Стереотипы о культуре искажают представление человека о целом этносе, расе или людях, проживающих на территории определённой страны, поддерживая поверхностное восприятие человек может сформировать предвзятое мнение. Стереотипы в онлайн-пространстве формируют негативные культурные нормы, что может служить причиной межкультурного конфликта. Что может значить даже при полной вовлеченности человеком чужой культурой может не выстраиваться её адекватная оценка. Также у большинства опрошенных представление о других культурах посредством влияния социальных сетей было больше нейтральным – 40% опрошенных чем положительным - это 35% опрошенных, и лишь 1,7% отрицательное. Вместе с тем, на вопрос о том, как часто опрошенный пользуется социальными сетями с целью общения с представителями других культур 63% опрошенных выбрали вариант ответа «ежедневно». Наиболее часто встречающаяся проблема в коммуникациях с представителями других культур - это языковой барьер.
Для преодоления языкового барьера 61,7% опрошенных пользуются онлайн переводчиком, 33,3% обучаются языкам для того чтобы побороть языковой барьер, 1,7% пользуются услугами друзей переводчиков и 3,3% избегают общения с людьми. Языковые барьеры могут становятся преградой для обмена знаниями и опытом между представителями разных культур, это уменьшает эффективность коммуникаций и межкультурных связей. Не смотря на языковые барьеры, большая часть опрошенных согласна с высказыванием о том, что виртуальные сообщества являются способом укрепления межкультурных связей и с радостью поучаствовали бы в обмене культурными знаниями и опыта через социальные сети. Социальные сети привнесли огромный вклад в развитие межкультурных коммуникаций.
Рис. 3. Сводка вопроса оценки межкультурных коммуникаций.
Подводя итоги, можно сказать, что социальные сети оказывают положительное влияние на межкультурные коммуникации. Потому что люди заинтересованы в получении и передачи информации о разных культурах и открыты к программам обмена культурными знаниями. Виртуальные сообщества представляют собой эффективные инструменты для людей и способствуют углублению связей между культурами, преодолению языковых барьеров и созданию платформ для обмена ценным опытом. Тем не менее, несмотря на положительные аспекты, важно осознавать потенциальные риски, такие как распространение стереотипов и возможное искажение культурных представлений в сети.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3
Ссылка для цитирования:
Куанышев Д.Н., Бүркітбай Ә.Ж., Койчубаева Д.С. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 1420 - 1426. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11817 (дата обращения: 09.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*