'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (6) том 2
  4. Научная статья № 4

Просмотры  146 просмотров

Сергеева Е.К.

  


Предназначение человека в философской концепции Германа Гессе на основе романа «Степной волк» *

  


Аннотация:
В статье анализируется роман знаменитого немецкого писателя Германа Гессе «Степной волк». Раскрыты некоторые особенности характера лирического героя, его возможности жизни. Показано раздвоение сознание героя и его влияние на жизнь и социализацию.   

Ключевые слова:
Герман Гессе, психоанализ, философия, одиночество   


Герман Гессе – выдающийся немецкий писатель, чьё творчество является значимым не только для литературы, но также для психоанализа и философии. Всё творчество писателя опоясано идеями о пути человека, поисками себя и противопоставлениями человека обществу. Герман Гессе наделяет своих героев одиночеством и пессимистичным отношением к действительности. На страницах своих произведений он неустанно рассуждает об искусстве, как о высшем проявлении человеческих трудов. Роман «Степной волк» называют автобиографичным романом. Инициалы главного героя Гарри Галлера, фонетическая близость женского имени Гермина к имени автора, хронотоп, а также отношение героев к творчеству и искусству подтверждают это[1]. В данном произведение Герман Гессе под прикрытием лирического героя излагает свою философию. Однако не фактический герой становится проповедником мировоззрения автора, а именно степной волк под маской Г. Галлера. Гарри - уставший от жизни человек в среднем возрасте. Ему чужды мирские страсти, похоть, а также любовь и наигранность. Не зря автор использует символ волка при описании героя. Волк – животное, живущее вне стаи и питающееся падалью. По мнению И. В. Звездаковой семантическая структура слова «волк» определяется как «дикость, разрушение, смерть, свирепость, коварство, жадность и жестокость»[2]. В свою очередь, Р. Каралашвили утверждает, что ««Волк» - один из зооморфных символов… В большинстве случаев он есть олицетворение демона зла, результат неподчинения Евы… В философском значении символ «степного волка» восходит к ницшеанскому противопоставлению стадного человека и «дифференцированного одиночки», которого Ницше в отдельных случаях называет «зверем», а также и «гением»[1]. Несмотря на то, что волк является центральным объектом рассуждений, автор показывает всю многоплановость души героя, тем самым он создаёт антитезу, которая становится лейтмотивом романа. Герман Гессе полагает, что человек – явление, изменяющееся вопреки идеалам античности. Он (человек) – «некая попытка, некий переход,… узкий, опасный мостик между природой и Духом». [1]. На каждого человека действует две силы, которые вызывают тягу к одной из самых мощных сил вселенной. Именно призвание влечёт человека к Богу, к Духу. Но в то же время вызванная обывательской жизнью тоска ведёт человека к природе. Жизнь, для Г. Гессе, и есть колебание между двумя силами, между Духом и природой. Кроме того, писатель акцентирует внимание на временное определение человека. Каждое понятие слова «человек» «есть всегда лишь временная, обывательская договорённость». Главное для человека во всех условностях это сохранить врожденный компромисс, в котором, по сути, и заключается всё составляющее человеческого духа – оставаться в середине между Духом и природой[1]. Для степного волка «человек» есть некая посредственность. Волк относится к человеку как к части себя, в то же время противопоставляет себя ей, но всё же остаётся неизменной частью своего собственного «я». Волк ведёт борьбу с человеком на протяжении всей жизни. И от того, кто в данный момент владеет преимуществом, зависит поведение, характер, мысли и поступки «я». Человек, выдрессировав волка, получает над ним полную власть. Волк точно исполняет каждое приказание человека: «падал на колени, притворялся мёртвым, служил, послушнейше носил в зубах то яйцо, то кусок мяса…, больше того, поднимал бич, уроненный укротителем, и носил его за ним в пасти».

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (6) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сергеева Е.К. Предназначение человека в философской концепции Германа Гессе на основе романа «Степной волк» // Вестник науки №6 (6) том 2. С. 16 - 19. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/121 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/121



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.