'
Холин А.Н.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА *
Аннотация:
рассмотрена тема развития законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, из который сделаны некоторые выводы по совершенствованию организационно-правовых мер по борьбе с указанными явлениями.
Ключевые слова:
развитие законодательства, борьба с отмыванием доходов, борьба с терроризмом
Организация борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма требует системного научного подхода, основанного на выявлении, исследовании и учете взаимосвязи этих явлений, их основных показателей и параметров с факторами, оказывающими на них существенное влияние. Поскольку мы рассматриваем данные негативные явления как преступления международного характера, борьба с ними должна включать реализацию комплекса специальных внутригосударственных и международных мер экономического, политического, правового, военного, оперативного, организационного, технического и иного характера, направленных на устранении факторов, способствующих совершению этих преступлений, предупреждение, пресечение, регистрация, раскрытие и расследование преступлений, отправление уголовного правосудия, устранение негативных последствий преступлений.Отметим, что в России легализация преступных доходов начала существовать и развиваться в период экономических реформ. Как отмечают эксперты, резкий всплеск экономической преступности в целом в период социальных реформ обусловлен рядом факторов, ее причины коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной23. Именно поэтому предупреждение рассматриваемых преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий использование экономических, финансовых, организационных, управленческих, правовых, технические, культурные, образовательные и другие меры. В то же время профилактика может быть успешной только при комплексном воздействии на причины существования этих негативных деяний в обществе и условия, порождающие их.Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с средства или иное имущество (в ред. постановлений Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 638, от 30 декабря 2005 г. N 847).В целях реализации указанного постановления Правительства Российской Федерации Генеральной прокуратуре Российской Федерации от 28 февраля 2003 года дана Инструкция № 12/20 «О порядке взаимодействия органов прокуратуры с Комитетом по Российской Федерации по финансовому мониторингу по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности», согласно которому руководители управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять комплекс организационных и практических мер по своевременному получению и обработке информации об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются доказательства их участия в экстремистской деятельности, и не позднее следующего рабочего дня после дня поступления направить ее в Комитет Росфинмониторинга.Рассмотренный метод составления так называемых «черных списков» широко используется в практике борьбы с финансированием терроризма. Во многих странах ведутся специальные списки стран и организаций, операции с которыми не приветствуются (обычно они не запрещены, но подлежат особому режиму контроля). Каждое государство самостоятельно определяет меры, принимаемые в случае проведения операций с резидентами стран из списка. Обычно они предусматривают более строгий, чем обычно, контроль над такими транзакциями, а в некоторых случаях пытаются вообще запретить такие транзакции. Помимо национальных, существуют международные «черные списки», то есть ведущиеся международными организациями. Один из них, «черный список» ФАТФ, в котором Россия находилась до октября 2002 г., действует с февраля 2000 г. и включает в себя страны и территории, избегающие сотрудничества в борьбе с финансированием терроризма (или сотрудничающие недостаточно активно). Существует и противоположная тенденция (так называемые «белые списки»), при которой определенные операции разрешены только со странами, включенными в такой список, а с любыми другими они запрещены (или подлежат особому режиму контроля или налогообложение).Особо пристальное внимание законодателя обращено на деятельность адвокатов, нотариусов и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. В соответствии с Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82), указанные лица при наличии у них оснований Считать, что сделки и финансовые операции, указанные в п. 1 ст. . 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» осуществляются или могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. от преступлений или финансирования терроризма, обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей сделки (операции), представить информацию об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу.Эти меры полностью соответствуют международным требованиям в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. В частности, они соответствуют мерам, указанным в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года.Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма является одним из приоритетов государства. Для эффективной борьбы с этими преступлениями необходимо постоянно совершенствовать организационно-правовые меры с целью создания эффективной системы противодействия.Одним из путей совершенствования организационно-правовых мер является усиление межведомственного взаимодействия и сотрудничества. Различные государственные органы, такие как правоохранительные органы, налоговые органы, банки и другие, должны активно обмениваться информацией и координировать свои действия в борьбе с легализацией и финансированием терроризма. Это помогает обнаружить потенциальные преступления, связанные с денежными потоками, и начать расследование на ранней стадии.Еще одним важным путем совершенствования организационно-правовых мер является разработка и внедрение современных технологий и инструментов обнаружения, анализа и отслеживания финансовых операций. Использование искусственного интеллекта, аналитических программных решений и технологии блокчейн позволяет существенно повысить эффективность борьбы с преступностью в финансовой сфере. Эти инструменты позволяют автоматизировать процессы анализа данных, выявлять нетипичные транзакции и связи между различными участниками финансовых операций.Развитие международного сотрудничества также является неотъемлемой частью совершенствования организационно-правовых мер. Обмен информацией и опытом между различными государствами позволяет более эффективно противодействовать трансграничным схемам легализации и финансирования терроризма. Совместные операции и расследования международных правоохранительных органов также могут существенно снизить уровень этих преступлений.Также необходимо усилить механизмы контроля и надзора со стороны государственных органов и банковской системы. Введение строгих процедур проверки клиентов, анализа транзакций и отчетности, а также усиление ответственности за нарушения законодательства в сфере легализации и финансирования терроризма способствуют созданию непроницаемой системы контроля и предотвращения этих преступлений.Кроме того, важным направлением является постоянное совершенствование законодательства в сфере борьбы с легализацией и финансированием терроризма. Принятие новых законов и изменение существующих помогает приспособиться к меняющимся методам преступников, а также закрывает правовые лазейки, которые могут быть использованы для совершения преступлений.В целом совершенствование организационно-правовых мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма – сложный, но необходимый процесс. Для эффективной борьбы с этими тяжкими преступлениями необходимо постоянно анализировать ситуацию, внедрять новые технологии и методы, укреплять сотрудничество и контроль, совершенствовать законодательство. Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма требует системного научного подхода, который основан на выявлении, исследовании и учете связей между этими явлениями и факторами, влияющими на них. Поскольку эти преступления представляют собой международные преступления, борьба с ними должна включать специальные меры на национальном и международном уровнях. К этим мерам относятся экономические, политические, правовые, военные, оперативные, организационные, технические и другие действия, направленные на устранение факторов, способствующих совершению этих преступлений, а также предупреждение, пресечение, регистрацию, раскрытие и расследование преступлений, осуществление уголовного правосудия. и устранение их негативных последствий.Исследование показало, что международное сотрудничество в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма продвинулось в определенном направлении. Однако ни одно государство не может эффективно бороться с этими видами преступной деятельности. В последние годы заметны серьезные изменения в структуре и динамике этих преступлений, они стали более организованными и профессиональными, а использование современных технических средств и технологий получило широкое распространение. Криминальной среде интересна экономическая сфера, где есть возможность быстро разбогатеть.В России легализация преступных доходов получила развитие в период экономических реформ. Эксперты отмечают, что рост экономической преступности в этот период обусловлен рядом факторов, связанных с экономической, социальной, политической и духовной сферами жизни общества. Поэтому предотвращение этих преступлений является комплексным, требующим применения различных мер, в том числе экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-просветительских мер и других. Успешная профилактика возможна только при комплексном воздействии на причины и условия, порождающие эти преступления.В результате анализа причин экономической преступности выявляются факторы, влияющие на само существование экономической преступности, и факторы, способствующие возникновению конкретных преступлений. Среди общих факторов, определяющих современную экономическую преступность и отмывание денег, можно выделить:1) Недостатки экономической политики, радикализм и бессистемность реформ.2) Отсутствие государственного контроля и контроля над экономикой, а также существующие недостатки в системе государственного контроля.3) Неподготовленность субъектов предпринимательства и населения, отсутствие навыков экономического поведения в новых условиях.4) Несоответствие правового регулирования требованиям и недостатки правового регулирования экономической деятельности.5) Проблемы в работе правоохранительных органов.6) Факторы, характерные для периода перехода от плановой распределительной экономики.7) пенсионные фонды и страховые организации, осуществляющие деятельность в сфере накопительного страхования и (или) негосударственного пенсионного финансирования,8) учреждения, обслуживающие государственные и муниципальные нужды,9) аудиторские организации и аудиторы, осуществляющие деятельность по проверке годовой (консолидированной) бухгалтерской отчетности социально значимых юридических лиц и групп связанных юридических лиц,10) иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в порядке и объеме, установленных федеральными законами, и при наличии у них лицензии на соответствующий вид деятельности.Все эти факторы являются распространенными причинами, способствующими отмыванию преступных доходов.Так, в России принят ряд законодательных мер, направленных на борьбу с отмыванием преступных доходов. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать меры внутреннего контроля и информировать уполномоченные органы о подозрительных операциях. Банкам предоставлено право отказать в обслуживании сомнительным клиентам без объяснения причин. Подобные меры способствуют более эффективной борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.Эти меры направлены на предотвращение использования финансовых операций для отмывания денег или финансирования терроризма. Они предусматривают обязанность сторонних организаций, таких как организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами и камнями, букмекерские конторы и букмекерские конторы, управляющие инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, агентствами недвижимости и т.п., предоставлять информацию о о подозрительных операциях в Росфинмониторинг. Это помогает выявлять и пресекать финансовые потоки, связанные с преступной деятельностью, и предотвращать финансирование терроризма.Нарушение этих требований влечет за собой административную ответственность. Законодательство определяет нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, как несоблюдение организацией требований законодательства по учету, хранению и предоставлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, которые могут быть связаны с экстремистской деятельностью, и доведения этого перечня до организаций, осуществляющих операции со средствами или имуществом. Это дает возможность контролировать и предотвращать финансирование экстремистской и террористической деятельности.Распространенным подходом к борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма является введение «черных списков» и ужесточение контроля за финансовыми операциями. Это меры, применяемые не только в России, но и во многих других странах для обеспечения безопасности и надежности финансовых систем.Первое направление – совершенствование законодательной базы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Это включает в себя совершенствование административных, гражданских и уголовных мер воздействия на нарушителей. Важно разработать оптимальную систему финансового контроля, которая не нарушала бы права законопослушных участников экономической деятельности, но эффективно реагировала бы на нарушителей.Второе направление – эффективное сотрудничество с иностранными государствами, их правоохранительными органами и спецслужбами, а также международными организациями, занимающимися борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма. Такое сотрудничество поможет обнаружить и пресечь трансграничные финансовые потоки, связанные с преступной деятельностью.Третье направление — подготовка кадров и проведение научных исследований для разработки новых подходов и методов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Важно обеспечить оперативность и профессионализм правоохранительных органов в их профилактической и оперативно-розыскной деятельности.Эти аспекты не исчерпывают всей проблемы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Проблему необходимо рассматривать комплексно и включать в себя различные меры.Организация борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма требует системного научного подхода, основанного на выявлении, исследовании и учете взаимосвязи этих явлений, их основных показателей и параметров с факторами, оказывающими на них существенное влияние. Поскольку мы рассматриваем данные негативные явления как преступления международного характера, борьба с ними должна включать реализацию комплекса специальных внутригосударственных и международных мер экономического, политического, правового, военного, оперативного, организационного, технического и иного характера, направленных на устранении факторов, способствующих совершению этих преступлений, предупреждение, пресечение, регистрация, раскрытие и расследование преступлений, отправление уголовного правосудия, устранение негативных последствий преступлений.238Как показало наше исследование, развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма подошло к возможности возможного подведения итогов этой борьбы и выявления ее положительных и отрицательных сторон. Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на принимаемые меры, ни одно государство не может эффективно противодействовать этим видам преступной деятельности. За последние годы произошли серьезные изменения в структуре и динамике рассматриваемых видов преступлений: они стали более организованными и профессиональными, широко используют современные технические средства и технологии. При этом интересы криминальной среды целенаправленно направлены именно в экономическую сферу, где остаются достаточно широкие возможности для быстрого обогащения.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2
Ссылка для цитирования:
Холин А.Н. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2. С. 27 - 37. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12153 (дата обращения: 02.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*