'
Нефедова А.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ *
Аннотация:
в статье рассматриваются особенности гражданского и патриотического воспитания, через вовлеченность обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность в системе дополнительного образования.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, исследовательская деятельность, современное образование, гражданская идентичность
Современное общество выходит на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности детей. На первый план выступают инновационные личностно - ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности учащихся и становится значимой позиция гражданского патриотического воспитания, основанном на принципах нравственности и гражданской идентичности [1]. Проблемы патриотического воспитания занимают первостепенное место в научных исследованиях выдающихся педагогов.Важное значение в воспитании гражданственности и патриотизма имеют идеи и научные исследования К. Д. Ушинского. В настоящее время, когда система образования и воспитания претерпевает изменения, на первое место выходят привязанность и преданность к своему отечеству, наиболее актуальными становятся исследования К. Д. Ушинского в области народности и патриотического воспитания.Принцип народности воспитания по К. Д. Ушинскому строился на патриотических чувствах, как самых высоких и чрезвычайно сильных чувствах человека, «общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное общество» В своих трудах К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.». «Подвиги великодушия, патриотизма, любви к человечеству не создаются сами по себе, а требуют воспитания...» – писал великий педагог. Чувство патриотизма не проявляется само по себе, чтобы воспитать патриота, необходимо, чтобы ребенок понимал культуру и язык своего народа, знал свою историю. [4].Воспитание гражданственности и патриотизма - трудная и широкомасштабная задача, при решении которой актуально будет использовать накопленный опыт, проверенный на практике в сочетании с современными педагогическими технологиями.В настоящее время одним из эффективных видов деятельности в данном направлении является исследовательская деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого исследования обучающегося лежит проблема, из которой образуется цель, так и задачи деятельности обучающихся [2].Исследовательская деятельность - это деятельность, которая позволяет вам испытать себя, попробовать свои силы, применить свои знания, извлечь пользу и публично продемонстрировать достигнутый результат. Работая над темой исследовательского проекта, ребенок получает возможность самостоятельно заняться чем-то интересным или внести свой вклад в общее дело, сотрудничая со сверстниками в составе группы, максимально используя их возможности. Одним из направлений деятельности Центра дополнительного образования «Одаренность» по работе с одаренными детьми является формирование у обучающихся патриотических качеств и гражданской идентичности через исследовательскую и проектную деятельность. Так в 2022 году для обучающихся Старооскольского городского округа и организованы и проведены мероприятия научно-исследовательской направленности. Каждый конкурс предусматривает направления, в которых представляются работы по истории, военной тематике, истории родного края, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию. Поисково-исследовательская деятельность по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи позволяет обучающимся осознать свою сопричастность к истории страны. Активно занимаясь поиском необходимой информации, они повышают культуру взаимоотношений и ориентацию в современной информационной среде, приобретают необходимые для этого навыки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие в исследовательской деятельности способствует формированию исторической памяти детей, интереса к родной истории, гражданской идентичности как чувства принадлежности к сообществу граждан своей страны.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2
Ссылка для цитирования:
Нефедова А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2. С. 56 - 59. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12157 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*