'
Петрова В.И.
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКА *
Аннотация:
в статье приводится обзор зависимости от интернета и от социальных сетей. Выявлены основные исследовательские тренды в обозначенной теме.
Ключевые слова:
зависимость, фаббинг, интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей
В наше время использование интернета становится все более распространенным в повседневной жизни людей. Использование онлайн-медиа облегчает жизнь человека, поскольку позволяет удовлетворить его интересы и реализовать цели, касающиеся их академической, личной и социальной жизни [1]. Подростки относятся к той части населения, которая сильно увлечена Интернетом. В цифровом мире у молодых людей есть возможность собирать информацию, взаимодействовать с другими людьми и строить свою личную идентичность, что является одним из наиболее важных психологических процессов, которые происходят в период полового созревания. Однако широкое использование Интернета сопряжено со значительными рисками, которые в основном связаны с развитием зависимости [2]. Интернет-зависимость - это серьезный психологический феномен, который проявляется у подростков во всем мире. Молодые люди демонстрируют компульсивное поведение в цифровом мире, которое влияет на их эмоциональную функциональность.Таким образом, подростки проводят много часов в Интернете, с трудом отрываются от него, отстраняются от общения и испытывают неприятные чувства. Это означает, что интернет-зависимость превращается в современную форму психопатологии отягощающую психическое здоровье [3].Интернет-зависимость в подростковом возрасте - психологический феномен, оказывающий негативное влияние на психическое здоровье и развитие. Согласно результатам многочисленных исследований, зависимость связана с тревогой, депрессией, суицидом, издевательствами и возникновением поведенческих проблем.Обзор современных эмпирических исследований показал, что подростки, страдающие интернет-зависимостью, имеют высокий риск развития депрессии, тревожных расстройств и суицидальных мыслей. Что касается депрессивных расстройств, то были получены данные об отягощающей роли зависимости как расстройства, а также конкретных его видов и, в частности, дисфункционального использования социальных сетей в проявлении этой формы психопатологии. Если говорить более конкретно, то широкое использование Интернета было достоверно связано с возникновением депрессивных симптомов у подростков [3]. Этот вывод был сделан во многих исследованиях. В недавнем систематическом обзоре О.Н. Митрофановой и ее коллег, зависимость от социальных сетей в подростковом возрасте способствует возникновению депрессивной психопатологии. Подростки находятся в постоянном поиске своей личной идентичности при этом они могут не осознавать негативных последствий проблемного использования социальных сетей. Попытки социализации в цифровом формат могут привести к появлению депрессивных симптомов в реальной жизни [5].Кроме того, результаты обзорного исследования показали, что интернет-зависимость как психическое расстройство положительно связана с депрессией у молодых людей. Неправильное пользование Интернетом, по-видимому, повышает риск развития депрессивных [6]. Исследование, проведенное на китайских подростках, было направлено на изучение механизмов, лежащих в основе взаимосвязи между интернет-зависимостью и депрессией. Выборка исследования состояла из 532 подростков, обучающихся в государственных средних школах. Результаты исследования показали положительную связь между интернет-зависимостью и депрессией. В этой положительной взаимосвязи присутствует опосредующий фактор - гармоничное/позитивное развитие подростков.Эта связь опосредована ровным/позитивным развитием подростков. Результаты показывают, что проблемное использование Интернета может привести к депрессии, однако в этой взаимосвязи присутствуют усугубляющие и защитные опосредующие факторы [4].Еще одним исследованием, подтверждающим негативное влияние интернет-зависимости на суицидальные мысли у подростков, является исследование А.А. Николаевой и ее коллег. Проведенный статистический анализ показал, что 11,5 % участников демонстрировали суицидальные мысли о самоубийстве и 28,4 % - интернет-зависимость [6]. Также было обнаружено, что у студентов с интернет-зависимостью более высокий уровень суицидальных мыслей по сравнению с теми, кто не страдает зависимостью, и по сравнению с теми, кто не имеет специфической клинической картины. Исследователи отметили, что значительное и высокое присутствие суицидальных мыслей у подростков, страдающих интернет-зависимостью, по сравнению с теми, у кого нет такой зависимости от Интернета по сравнению с теми, кто не имел зависимости, не зависело от депрессии, качества жизни и других клинических факторов.Таким образом, подростки с проблемным использованием Интернета испытывали негативные последствия, которые были связаны с повышенным риском возникновения суицидальных мыслей [1].Также учеными выявлено влияние киберзависимости на изображение подросткового клинического стресса, что выражается в обнаружении положительной корреляции между зависимостью и стрессом. Иными словами, подростки, страдающие зависимостью от Интернета, также демонстрируют высокую тревожность [5]. В этой связи, как и в связи депрессия-аддикция, присутствуют опосредующие факторы. Фактором, который, по-видимому, усиливал положительную связь между зависимостью и стрессом, была способность подростков быть в одиночестве [11]. Подростки, испытывающие психологические проблемы, с большей вероятностью испытывают негативное влияние проблемного использования Интернета на их тревожность. По сути, эта группа несовершеннолетних сталкивается с психологическими проблемами, которые приводят к возникновению различных форм психопатологии, когда они становятся зависимыми от цифрового мира [3].Кроме того, изучение влияния интернет-зависимости на возникновение психических расстройств привело к выводам, касающимся расстройств, связанных с суицидальными мыслями. Этот вывод можно интерпретировать, если учесть негативное влияние киберзависимости на психосоциальное развитие подростков. Молодые люди, пристрастившиеся к Интернету, сталкиваются с проблемами и конфликтами при взаимодействии в реальном мире, в результате чего они уходят из социального контекста. Социальная замкнутость и трудности с реинтеграцией в социальную сеть друзей и/или семьи приводят к стремлению подростков причинить себе вред [2].Также интернет оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние и развитие подростков. В этом контексте можно рассмотреть результаты исследований, посвященных влиянию интернет-зависимости на различные психоэмоциональные состояния и развитие подростков, на различные психоэмоциональные характеристики, такие как самооценка. В двух эмпирических исследованиях киберзависимость оказывала негативное влияние на самооценку подростков [5].Молодые люди с дисфункциональным использованием Интернета демонстрировали низкую самооценку. Этот вывод можно интерпретировать, подчеркнув, что широкое использование Интернета и, в частности, социальных сетей влияет на самооценку. В частности, использование социальных сетей влияет на представление людей о себе.Также обзор некоторых исследований, выявил данные о поведенческих проблемы подростков, страдающих интернет-зависимостью. В частности, подростки демонстрировали экстернализационные поведенческие проблемы, такие как делинквентность, гиперактивность/отвлекаемость, враждебность, импульсивность, агрессия и оппозиционное поведение [2, 3, 4]. По сути, интернет-зависимость негативно влияет на поведение подростков в социальном окружении. Экстернализационные проблемы, проявляющиеся у подростков с проблемным использованием Интернета, понимаются через изучение психологических характеристик, которые способствуют возникновению этого феномена. Если говорить более конкретно, то молодые люди, активно использующие цифровые медиа, испытывают трудности в регулировании своих эмоций и поведения. Трудности такого рода вызывают зависимость и, как следствие, неспособность людей прекратить пользоваться интернетом. Кроме того, барьеры в регулировании эмоций и поведения также связаны с экстернализационными проблемами. Следовательно, подростки, ставшие зависимыми, сталкиваются с проблемами эмоционального характера, которые усугубляются вовлечением в онлайн и проявляются в экстернализационном поведении [1].Наконец, результаты некоторых исследований включают данные, свидетельствующие о влиянии зависимости на поведение подростков и, в частности, их вовлеченность в феномен буллинга. Три исследования, включенные в эту категорию, подчеркивают связь между киберзависимостью и виктимизацией подростков [4,5]. Подростки, то есть те, кто злоупотребляет использованием онлайн-медиа, чаще становились жертвами буллинга. Виктимизация касалась как школьной и онлайн-среды. Этот вывод показывает, что на социальное поведение молодых людей влияет их активного взаимодействия с Интернетом, что приводит к принятию ими агрессивного поведения других людей и негативные последствия, которые они вызывают. Эта группа подростков находится в уязвимом психосоциальном положении, что связано с повышенным риском виктимизации [2]. Молодые люди, страдающие зависимостью, как правило, испытывают социальные трудности, которые вызывают одиночество, трудности в социальном взаимодействии, неуверенность в себе и низкую самооценку. Все эти характеристики тесно связаны с виктимизацией как в школе, так и в Интернете [2].
Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2
Ссылка для цитирования:
Петрова В.И. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКА // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 560 - 566. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12331 (дата обращения: 05.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*