'
Свистун Л.В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИЕЙ *
Аннотация:
в статье проанализированы психолого-педагогические особенности развития младших школьников с оптической дисграфией. Выделены трудности и ошибки, возникающие вследствие проявлений данного нарушения. Произведен анализ литературных источников психолого-педагогической и клинической направленности.
Ключевые слова:
оптическая дисграфия, коррекция, буква, фонематика, восприятие
Современное образовательное пространство постоянно повышает уровень требований к качеству обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Но практика показывает, что большинство младших школьников имеют трудности с усвоением определенных дисциплин. В настоящее время актуальной становится проблема проявлений нарушений в письменной речи у младших школьников, распространенность которой имеет тенденцию к значительному росту [2, c. 68].Дети с оптической дисграфией (далее ОД) имеют особенности функционирования психики. Это может быть связано с отставанием в мыслительной реакции, неустойчивостью концентрации и внимания, снижением способности к запоминанию. Поэтому психологам и педагогам при коррекционной работе с младшими школьниками необходимо уделять должное внимание их воспитанию и обучению. В процессе этого ребенок учится владеть пониманием окружающей действительности и осмыслением различных явлений, учится самостоятельному решению задач различной сложности, что благоприятно влияет на речевое и письменное развитие. Становление мышления различного типа выражается в постепенном увеличении количества мыслей и их последовательном формировании, что способствует благоприятному личностному росту [3]. Различные нарушения устной речи, несомненно, осложняют процесс овладевания письмом, но в разной мере. Особое внимание уделяется таким нарушениям, которые оказывают негативное влияние на процесс формирования дифференциальных фонематических представлений, вследствие чего фонематическое восприятие искажается, а фонематический анализ усложняется. Проявляется это как замена одной буквы на другую, когда ребёнок может написать, например, не шарик, а сарик, не жук, а зук. В своих работах Корнев А. Н. называет фонематический анализ «легкоуязвимой предпосылкой интеллекта». Это долгий и многоэтапный процесс, который в итоге должен привести ребенка к осознанию того, что слово состоит из звуков и сегментов. При этом кратковременная память должна быть сформирована на столько, чтобы ребенок мог удерживать во внимание последовательность звуков и перерабатывать их в последовательность букв [1, c. 144].Диагностика данной патологии предполагает наблюдение за неврологической симптоматикой у ребенка во время коррекционной работы. Если при обследовании психоневрологом сразу обнаружена симптоматика, относящаяся к неврологии, то такая форма часто относится именно кдисграфии. Часто встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается. Коррекционные методы необходимо подбирать на основе медико-педагогических исследований, для развития речевых, языковых и моторно-двигательных процессов. Обследование обычно включает в себя:1. Осмотр логопеда – оценка моторных функций, мимической мускулатуры, дыхания, артикуляции. Также специалисту необходимо проверить качество выхождения звуков, знания лексики и грамматики по возрасту, слуховое восприятие, письменные навыки. Если возникает подозрение на ОД, то необходим неврологический осмотр.2. Неврологическое обследование необходимо для выявления более глубоких нарушений [3]. Таким образом, стоит заключить, что ОД — это результат нейропсихологических особенностей ребенка, которые заключаются в несформированности некоторых функций, таких как зрительно-пространственные отношения, снижения уровня обобщений на невербальном уровне, нарушение метаязыковых процессов, взаимосвязи слухоречевого и речедвигательного анализаторов, слабость фонематического восприятия. В свою очередь, это может повлечь за собой такие педагогические проблемы, как низкая школьная мотивация, снижение продуктивности, негативизм к учёбе и учителю. В дальнейшем это накладывает отпечаток на психологические особенности ребёнка: неадекватная самооценка, медлительность, импульсивность, капризность и чувство вины [1, c. 146].
Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2
Ссылка для цитирования:
Свистун Л.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИЕЙ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 582 - 585. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12335 (дата обращения: 10.02.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*