'
Фролова И.В., Мартиросян К.М.
СОХРАНЕНИЕ КАЗАЧЬИХ НАРОДНО-ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КАЗАЧЬЕГО АНСАМБЛЯ «РАСШЕВАТСКИЕ КАЗАЧКИ») *
Аннотация:
в данной статье раскрываются формы деятельности, направленные на сохранение народно-музыкальной культуры казачества, а также местного фольклора через творческую работу фольклорно-этнографического ансамбля казачьей песни «Расшеватские казачки», станицы Расшеватской Новоалександровского района Ставропольского края.
Ключевые слова:
фольклор, ансамбль, Расшеватские казачки, сохранение культуры
Фольклор является особой, значимой частью культуры, а изучение народного творчества – важным средством педагогического воздействия на подрастающее поколение. Деятельность музыкальных фольклорных коллективов и ансамблей, сохраняющих культурные традиции своего народа посредством возрождения и воспроизведения форм народного искусства, способствует реализации процесса этнокультурного воспитания детей и молодежи. Актуальность проблемы сохранения традиционной народной культуры России сложно преувеличить. Она нашла отражение в важнейших законодательных документах Российской Федерации, не раз отмечалась в посланиях и указах Президента России [1 разд.5]. Сегодня средства массовой информации настойчиво пропагандируют развлекательные формы современной массовой культуры. При этом стирается художественно-содержательная, историко-культурная, идеологическая значимость фольклора. Важнейшей формой сохранения народных традиций является создание и поддержка художественной деятельности аутентичных фольклорных коллективов [6, стр.8]. Применительно к народному художественному искусству его значение может трактоваться как корневой, местный, не подвергшийся художественной обработке. Такой статус имеют ансамбли, состоящие из коренных жителей сел, деревень, станиц, знающих традиционный репертуар и исполняющих народные песни в местной региональной манере. В данной статье прослеживается сохранение народно-музыкальной культуры на примере творческой деятельности фольклорно-этнографического ансамбля казачьей песни «Расшеватские казачки» станицы Расшеватской, Новоалександровского района, Ставропольского края.Характеризуя песенную традицию станицы Расшеватской необходимо учитывать местные и региональные особенности песенного народного творчества. Традиционный фольклор является результатом взаимодействия песенных традиций, сложившихся в течение длительного периода его основания и освоения. Станица Расшеватская возникла в 1801 году на берегу реки Расшеватки как поселение Лабинского отдела Кубанской казачьей области. В общем потоке переселенцев на Кавказ были крестьяне Орловской, Воронежской и Курской губернии. Они и основали станицу Расшеватскую. Четырнадцать подвод со скарбом, имуществом и скотом прибыли первоначально как однодворческое селение. В 1861 году станица вошла в новообразованное Кубанское войско, а местные казаки несли службу в 12 конном полку 2-й Кубанского казачьего войска. [3, с.128-137]Фольклорно-этнографический казачий ансамбль «Расшеватские казачки» - старейший ансамбль сельского Дома культуры станицы Расшеватской. Образовался в 1971 году из любителей, знающих и помнящих старинные казачьи песни. В 1978 году ансамблю было присвоено звание народный. Все эти годы ансамбль является верным проводником подлинности звучания песенной культуры казачества, хранителем традиционного народного костюма, обрядовой атрибутики. Это женщины разные по характеру и возрасту. Всех их роднит любовь к старинной песне и эту любовь они передают молодежи и детям.Репертуар «Расшеватских казачек» насчитывает до 200 песен казачьей старины обрядовые, бытовые, свадебные, исторические, военные песни, частушки, протяжные песни и плачи. Все песни исполняются участницами с присущими только им интонациями, казачьим акцентом (говорком), в свойственной им манере.Каждое выступление казачек - это небольшое представление. Это картины доброй старины: «Завивание венков», «Рождественские колядки», «Проводы в армию», «Сватовство невесты». Все они построены на местном казачьем материале.Коллектив работает и в формате клубного объединения, одной из главных задач которого, стало развитие незаурядного интереса к истокам народной культуры станицы среди молодежи, детей и подростков. С этой целью организуются мастер-класс для учащихся казачьих классов школы станицы, фольклорные тренинги по пению, с разучиванием игр, фрагментов праздников и обрядов, приуроченных к датам народно-православного календаря. При ансамбле работает клуб «Казачка», который ведёт большую работу по пропаганде самобытного казачьего творчества, оживляет старинные обряды и обычаи.Одной из главных особенностей песенного фольклора является слияние южнорусского крестьянского и так называемого, малороссийского и донского казачьего говоров. Основные особенности говора— «аканье»-«как у нашева саседа»,— фрикативная буква (мягкое произношение) «г»,— замена гласных «ю», «е», на «я» — «сняжки», «биряжки»,— замена гласных «е» на «и» — «биряжки»,— огласовка согласных гласными звуками – «кон(и) дарош(и)ку»,— замена в глаголах 3 лица окончаний «ет» на «я» — «чуя», «ночуя»,— в песнях украинского происхождения превалирует русский диалект: «Меня маты палюбила»,Особенностью диалекта является сохранившийся до наших дней ярко выраженный южно-русский говор, очевидно, благодаря Воронежским переселенцам и верхнее-донскому казачеству [6, стр.85]. Репертуар отличается лаконичными, простыми, но в то же время очень яркими мелодическими линиями, во время данной экспедиции преобладали хороводные и плясовые песни, но в репертуаре фольклорного коллектива «Расшеватские казачки» присутствуют и свадебные, лирические, исторические песни. Плясовые песни: «Вот упали снежки», «То-то нам попеть», «Ехал Кузя с ярмарки», «Зимушка-зима», «А кто ж табе виноват», «Сижу на пячи». Хороводные: «Да летал голубь», «Погуляй, погуляй, молодец». Игровая-«Как по погребу боченочек». Припевки – «А на что нам мужики». Застольная – «Ой, чарочка-чепурушка». Шуточная – «Протоптала я стёжечку через яр». Колядка — «Сею-вею».Лирическая песня — «Да за горушку солнышко закатилося» сразу захватывает своей незатейливой, проникновенной мелодией, «Ой, чии ж то волы» — лирическая песня, популярная во многих станицах края. Свадебные – «Виноградка-ягодка» (поют, когда повивают невесту, т.е. девичью косу закручивают в женский «куль»), «У кого ж моя доченькя хороша» (поют, когда жених выводит невесту из дома родителей и ведёт её под венец). В исторической песне «На возморье мы стояли, на германском бережку» — описываются события «империалистической» войны 1914 года. На русских берегах Балтики были сосредоточены значительные силы, готовые отразить вторжение противника. Под «германским бережком» в песне имеется в виду побережье, обращённое в сторону Германии. [9]Таким образом, фольклорно- этнографический ансамбль казачьей песни «Расшеватские казачки» является уникальным коллективом, который способствует сохранению и передачи этнокультурного опыта Ставропольского края. Планомерная по приобщению к традициям народной культуры, творческая деятельность на основе фольклора призвана способствовать духовно- нравственному становлению молодого поколения, обеспечению исторической преемственности национальных культурных традиций.
Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2
Ссылка для цитирования:
Фролова И.В., Мартиросян К.М. СОХРАНЕНИЕ КАЗАЧЬИХ НАРОДНО-ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КАЗАЧЬЕГО АНСАМБЛЯ «РАСШЕВАТСКИЕ КАЗАЧКИ») // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 989 - 994. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12410 (дата обращения: 12.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*