'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 2
  4. Научная статья № 35

Просмотры  95 просмотров

Пилипенко А.А.

  


ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДОВЕРИЯВ РОССИИ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности институционального доверия в контексте происходящих событий и процессов в современной России, в частности, с внедрением информационно-коммуникационных технологий в сферу государственного управления   

Ключевые слова:
институциональное доверие, информационно-коммуникационные технологии, электронное правительство, электронная демократия   


В современной России наблюдается низкий уровень доверия институтам, о чем свидетельствуют многочисленные зарубежные и российские социологические исследования. В итоговом отчёте Европейского исследования ценностей делается следующий вывод: «В Российской Федерации свобода прессы ограничена, политическая оппозиция практически отсутствует, а демократические институты, такие как российский парламент, значительно ослаблены» [4]. Данный вывод вытекает, в частности, из достаточно низкого уровня доверия в российском обществе. Результаты исследования ИС РАН динамики институционального доверия позволяют говорить о феномене влияния доверия высшему должностному лицу на уровень доверия другим публичным институтам («фактор Путина»): чем большим доверием пользуется президент страны, тем выше уровень доверия отдельным институтам. Тем не менее, в ряде случаев даже «фактор Путина» не может преодолеть сложившегося устойчивого негативного мнения. Так, среди респондентов, однозначно поддерживающих президента, превалирует чувство недоверия по отношению к политическим партиям (45%), полиции и органам внутренних дел (41%), судебной системе (41%) [2]. Исследование Edelman trust barometer показывает, что в 2019 году правительству доверяют лишь 34% россиян, и этот показатель снизился на 10 пунктов с 2018 года [5]. При этом СМИ доверяют 35% россиян. Введение пенсионной реформы в 2019 году в России повлекло за собой резкое снижение уровня доверия президенту, премьеру, правительству и «Единой России». Рейтинг доверия президенту России Владимиру Путину в сентябре 2018 года составил 58%. По сравнению с предыдущим годом этот показатель снизился значительно. С 4% до 13% выросла доля тех, кто читает, что президент "совсем не заслуживает доверия". Вслед за доверием к власти упало и доверие к телевидению. Согласно исследованию «Левада-центра», доверие россиян к новостям на телевидении за девять лет снизилось на 30 процентных пунктов - с 79 до 49 процентов [6]. На фоне массового снижения институционального доверия мы можем наблюдать развитие концепции «электронного правительства» в регионах нашей страны. Россия занимает 27-ое место в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства [8]. Электронное правительство благодаря применению информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), опыту оказания электронных услуг и использованию новых форм участия граждан в государственном управлении, меняет качество и эффективность системы управления и влияет на трансформацию доверия в обществе. Беря во внимание отношения, возникающие между населением и институтами, следует отметить, что уровень развития современных информационных технологий позволяет организовывать эффективные каналы коммуникации между субъектами, выстраивать диалог с населением, то есть имеет позитивное влияние на уровень доверие. Например, на сегодняшний день, граждане могут почерпнуть любую информацию относительно функционирования властных структур, бизнеса и  межправительственных организаций. Открытость и прозрачность каналов коммуникации способствуют возникновению атмосферы доверия общества к институтам. Таким образом, при качественном управлении и организации коммуникации между субъектами ИКТ могут служить катализатором прочных доверительных отношений населения с властью и другими институтами в обществе. Следует отметить, что началом практической реализации концепции «электронное правительство» стало принятие и реализация государственной программы «Информационное общество (2011–2020 гг.)», которая реализуется до настоящего времени в ряде следующих предусмотренных программой проектов: Единый портал государственных и муниципальных услуг; Единая система межведомственного электронного взаимодействия; Национальная платформа распределенной обработки данных; Единая система идентификации и аутентификации; Экспертная система центров телефонного обслуживания [1]. Более того, в России успешными можно назвать такие электронные платформы как «Активный гражданин» в Москве, «Добродел» в Московской области, на портале и в мобильном приложении которых можно подать жалобы по различным категориям проблем, а также «Портал гослуг», который позволяет гражданам получать различные услуги быстро и эффективно. Согласно ВЦИОМ [7], каждый второй (52%) россиянин отмечает в качестве прогресса в нашей стране за последние годы «усовершенствование и увеличение числа интернет-порталов для взаимодействия граждан с городскими властями», «возможности получить госуслуги через Глобальную Сеть». Электронная демократия предполагает использование новейших цифровых технологий для расширения демократических принципов прозрачности, информированности и вовлечения граждан в политическую жизнь государства и принятие решений. Доверие являются одним из ключевых элементов коммуникации, который формирует социальную платформу ожиданий и воззрений в обществе. Доверие к институтам формирует ключевые элементы гражданского общества. Коммуникация с гражданами, осуществляемая государственными структурами с целью формирования доверия, должна основываться на двух принципах.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пилипенко А.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДОВЕРИЯВ РОССИИ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Вестник науки №5 (14) том 2. С. 196 - 199. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1250 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1250



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.