'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  107 просмотров

Бекдаир Н.Ж.

  


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ *

  


Аннотация:
Необычное сочетание слов - искусственный интеллект, которая впервые появился несколько десятилетий назад становится одним из наиболее часто встречающихся сегодня. Исследования показывают, что термин "искусственный интеллект" в интернете чрезвычайно распространен, конкурируя со многими понятиями, которые стали символами нашего времени. По сути, термин искусственный интеллект трансформировался на наших глазах от абстрактной и спекулятивной темы чистой теории к самой важной концепции современной культуры, в которой, вероятно, духовные и интеллектуальные характеристики нашего времени проявляются более четко   

Ключевые слова:
искусственный интеллект, методология ИИ, философия ИИ   


Для философско-методологического анализа проблемы искусственного интеллекта необходимо, в первую очередь, дать выражение последней. Современные исследователи до сих пор не пришли к общему пониманию смысла термина искусственный интеллект. Чаще всего он используется в трех значениях: «1) научное направление, направленное на моделирование процессов познания и мышления, используя методы, используемые человеком для решения проблем для повышения производительности вычислений; 2) различные устроиства, механизмы, программы, которые в соответствии с определенным критерием можно было бы назвать интеллектуальными; 3) набор понятий о знаниях, человеке и о разуме, которые позволяют установить вопрос моделирования самого интеллекта» [1]. Как мы видим, искусственный интеллект может понимать как научное направление, так и различные устройства, способные рефлексировать, моделировать человеческий интеллект. "Если бы физики или химики взяли на себя обязательство дать абстрактные определения своих областей знаний", - подчеркивает Э. Хант, скорее всего, они не обнаружили бы ни среди тех, ни среди других. Маловероятно, что такое единодушие возникнет, если мы соберем разных ученых, занимающихся искусственным интеллектом " [2]. В определении термина интеллект предлагаемы предложения не похоже друг на друга, как если бы мы говорили об объекте исследования. Одни считают, что интеллектэто способность решать сложные задачи, другие-способность учиться, обобщать и находить аналогии, третье - возможность взаимодействовать с внешним миром через общение, восприятие и восприятие осознаного. Некоторые ученые даже разработывают теоретическую модель, в которой около 120 различных факторов отвечают за реализацию интеллектуальной деятельности, из которых только 50-60 известны сегодня [3]. Казалось бы, выход из этой ситуации заключается в том, чтобы обратиться к естественному интеллекту, который может стать эталоном (моделью) искусственного интеллекта. Можно было бы согласиться, что машина обладает интеллектом (является интеллектуальной), если задача, которую она выполняет, требует, чтобы человек находясь на месте машины прилагает интеллектуальное усилие. Проверяя справедливость этого утверждения, естественно спросить: "использует ли человек свой интеллект, выполняя арифметические действия?" - без сомнения. Но тогда получается, что у самого примитивного калькулятора есть интеллект, который, конечно, является абсурдным. Вопрос о возможности создания полноценной искусственной имитации человеческого интеллекта впервые задал американский ученый Алан Тьюринг в своей статье «Вычислительные машины и разум» [4]. Алан Тьюринг предложил тест, чтобы определить, является ли машина "думающей" или нет. Этот тест основан на "торговой игре", суть которой заключается в следующем. Игроки пытаются угадать, кто находится в соседней комнате. Что касается вопросов, переданных через посредника в устной или письменной форме, и ответов на них, то необходимо знать, является ли это лицо мужчиной или женщиной. Идея Тьюринга заключалась в том, чтобы протестировать машину на "интеллекте" через такие переговоры. Если человек, задающий вопросы, не может определить, общается ли он с человеком или машиной, то следует признать, что эта машина (если это на самом деле механическое устройство) имеет интеллект. Но при таком подходе представляется вполне логичным утверждение, что отдельные существующие программы для вычислительных машин прекрасно отвечают тесту Тьюринга. Хорошо известна, например, программа "Элиза" имитирующая поведение психиатра, созданная в 1964 году великим американским кибернетиком Дж.Вейценбаумом. Пациенты, с которыми эта программа вела беседу, в большинстве случаев не подозревали и не сомневались, что они общаются с врачом. Однако неоспоримый успех этой программы не может заставить никого думать, что она наделена искусственным интеллектом. Эксперты вынуждены констатировать, что даже самая сложная и эффективная программа, умело имитирующая человеческую интеллектуальную деятельность, для человека, который понимает механизмы своей работы, теряет всю видимость "мудрости". Формируется представление, что если мы понимаем, как что-то делается, то это "что-то" нельзя рассматривать как требующее особого ума. "Быть интеллектуальным означает быть загадочным", - говорит П. Уинстон. - Как он мог это сделать? - мы спрашиваем. Пока происхождение идеи неясно, она выглядит как откровение, но как только ее объяснение приходит на поверхность, мы все удивляемся: "Как я не подумал об этом, потому что это так очевидно!" Когда процесс делится на части, изучается и понимается, кажется, что интеллект исчезает [5]. Знаменитый французский ученый Ж.Л.Лорьер сообщает:"любая задача, для которого алгоритм решения не известен, априори связана с искусственным интеллектом"[6]. Но разве это не означает, что после того, как такой алгоритм найден, задача перестает ссылаться на домен искусственного интеллекта? Где скрывается интеллект: в методе решения проблемы или в том, что привело к поиску этого метода? Представление понятие интеллекта, как знаменитый герой мифов Протей, неуловим. " Относительно разума вычислительных машин.., одна из значимых фигур в этой области, Патрик Уинстон, пишет - Есть много ходячих мифов"[7]. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бекдаир Н.Ж. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ // Вестник науки №5 (14) том 3. С. 73 - 79. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1280 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1280



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.