'
Войтович К.А., Киселева О.В.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ В СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРА *
Аннотация:
Усиливаются процессы освоения и заселения территорий Севера, следовательно, актуализируется вопрос о повышении качества жизни населения на северных территориях. Особое внимание уделяется проектированию объектов социальной инфраструктуры. Целью исследования работы является выявление главных принципов формирования архитектуры школьных зданий в суровых условиях Севера с применением современных технологий. В работе представлены основные принципы формирования архитектуры школьных зданий в условиях Крайнего Севера: градостроительные; архитектурно-планировочные и художественные. Основной задачей проектирования школьных зданий для территорий Севера является создание полноценной, комфортной среды для жизни и развития детей в условиях сурового климата. Школьное здание должны стать неотъемлемой частью процесса образования и воспитания личности на северных территориях. Материал статьи направлен на практическое внедрение в проектную практику, реализация которых в строительстве будет способствовать созданию комфортной жизненной среды на Севере
Ключевые слова:
школьные здания, архитектурно-планировочные принципы, суровые условия Севера, градостроительные принципы, художественные принципы
Образование является важной частью социального прогресса, школа воспитывает в молодом поколении национальное достоинство и самосознание, обучает с учетом быта и образа жизни своего народа, подготовки на определённые промысловые отрасли региона, обучение основным школьным предметам и современным технологиям. На сегодняшний день, в связи с развитием новых современных технологий, подход к проектированию и строительству общественных зданий осуществляется в основном по индивидуальным проектам, учитывая при этом климатические условия, характер рельефа и этническую культуру, что в свою очередь придает проектам интересное архитектурное решение. Северные территории характеризуются низкими температурами, сильными ветрами и порывами, вечномерзлыми грунтами, сильными снегозаносами, продолжительными полярными ночами и днями. При проектировании школьных зданий в таких экстремальных условиях необходимо внимательно учитывать климатические характеристики для того чтобы создать безопасную и комфортную среду. Ранее, а именно в 1960-1970-е годы школьные здания на Северных территориях России возводилось в основном по типовым проектам, либо модернизировались при этом, особо не учитывая северный климат. От климата и рельефа местности зависит, как правильно расположить школьное здание в жилой застройке, определить оптимальную форму, конструкцию и материалы. В процессе исследования литературных источников по общеобразовательным учреждениям в архитектурно-планировочной организации здания как отечественных, так и зарубежных школ, определяются общие принципы формирования архитектуры здания в суровых условиях Севера. Школьные здания составляют одну из важных функциональной и планировочной сторон организации населенного пункта. По словам Б.М. Полуя «Общественные здания относятся к сфере обслуживания и их внутренняя среда служит для различных жизненных процессов: воспитания и образования, культуры, спорта и т.д.» [2]. Школьные здания не могут быть решены без учета социально-культурных взаимосвязей с жилым строительством, определяемым градостроительной структурой. При исследовании материалов выделены три основных принципа проектирования школьных зданий: градостроительный, архитектурнопланировочный и художественный принцип. Одним из первых принципов следует считать - градостроительный принцип. Особенности формирования архитектуры школьных зданий главным образом относится к вопросам градостроительства. Особое внимание уделяется принципу градостроительного решения - место определения в жилой структуре населенного пункта. Условия северных территорий определяют особенности градостроительной организации: компактная застройка зданий, учет климатических факторов, объемнопланировочных решений зданий. Следовательно, школьные здания не будут решены без учета взаимодействия с жилой застройкой в пределах пешеходной доступности и другими общественными зданиями. По условиям Севера пешеходная доступность должна быть минимальная, нормируемые радиусы обслуживания сокращаются в разы для суровых условий Севера (Табл.1). Компактная застройка выполняет несколько важных функций: обеспечение ветрозащиты - здание устраивается в ветровой тени, что создает теплый контур, уменьшается ветрозаносы; сведение к минимуму больших площадей, больших разрывов между зданиями - обеспечивает быстрое передвижению людей по безопасным пространствам в неблагоприятное время года; сокращению теплопотерь здания и обеспечение инсоляцией здание школы
Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 3
Ссылка для цитирования:
Войтович К.А., Киселева О.В. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ В СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРА // Вестник науки №5 (14) том 3. С. 88 - 98. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1283 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*