'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  71 просмотров

Закиров В.Э., Сагатгареев Р.М.

  


РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА *

  


Аннотация:
в работе использовался стандартный пакет прикладных программ, статистические методы. При помощи методологических подходов, в том числе нормативных и системных подходов к оценке качества финансового менеджмента, на основании чего сформулирована реализация предложенных мероприятий по совершенствованию менеджмента качества как необходимой предпосылки устойчивого социально-экономического развития страны.   

Ключевые слова:
финансовый менеджмент, Минфин, ГРБС, общественный сектор, финансовая система   


Минфин России предпринял попытку определить понятие «финансовый менеджмент» в секторе государственного управления.Так, приказом Минфина России от 09.08.2022 № 123н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета» (далее — Приказ № 123н) [1], а также пришедшим ему на смену приказом Минфина России от 11.04.2018 г. № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» (далее — Приказ № 34н) закреплено определение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета [2].В соответствии с этим определением под финансовым менеджментом понимается совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит) [3].И здесь нельзя не отметить очевидного различия между уровнями применения финансового менеджмента в частном и государственном секторах. Если в первом случае это уровень предприятия (или группы предприятий), то в государственном секторе — это уровень отрасли, сферы деятельности главных распорядителей бюджетных средств или территории (органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления).Еще одним принципиальным отличием являются цели финансового менеджмента.Под финансовым менеджментом понимается организация и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий [2].Главная цель финансового менеджмент в секторе — максимизация благосостояния собственников сектора в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем увеличения его рыночной стоимости [4].Главная цель финансового менеджмента в бюджетной сфере — использование с максимальной отдачей финансовых ресурсов, которые принадлежат всему обществу.На устойчивость развития общественного сектора экономики непосредственное влияние оказывает качество деятельности организаций, выполняющих функции государственного управления. В этой связи особую актуальность приобретает применение методологии менеджмента качества в секторе государственного управления.В настоящее время общественный сектор экономики достаточно широко представлен в различных странах и, соответственно, от эффективности управления общественным сектором экономики во многом зависит качество жизни населения страны [1].В Российской Федерации (далее – РФ) в связи с последствиями финансового кризиса, нестабильной политической обстановкой, в условиях санкций при ограниченном доступе к мировым финансовым рынкам, сектор государственного управления необходимо развивать на основе менеджмента качества, что позволит оптимизировать деятельность организаций, выполняющих функции управления, в том числе государственными финансами, к которым относятся государственные органы власти, государственные корпорации, государственные предприятия (сектора) и учреждения [4].Финансовая система.ВходВыходРисунок 1. Общая схема ФМ.В заключение необходимо отметить, что процесс интеграции механизма финансового менеджмента государственного сектора в реальный бюджетный процесс, осуществляемый ГРБС, является итерационным процессом, заключающим в себе: необходимость формирования гипотез, требующих проверки на практике, применение лучших практик финансового менеджмента на основании анализа международного опыта, разработку оригинальных идей, направленных на решение нетривиальных задач.При этом неизбежно наличие ошибок, требующих анализа, позволяющего в результате найти верное и единственно правильное направление дальнейшего развития.Вышесказанное представляет собой комплексную задачу, стоящую перед всеми участниками бюджетного процесса, а ее решение позволит с уверенностью говорить о практической значимости процесса финансового менеджмента для государственного сектора.Поэтому, как к любому сложному и интересному делу, к сфере организации финансового менеджмента в государственном секторе применимо крылатое выражение «Per aspera ad Astra», что и ровным счетом означает «Через тернии к звездам».   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Закиров В.Э., Сагатгареев Р.М. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 55 - 60. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12836 (дата обращения: 09.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12836



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.