'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 3
  4. Научная статья № 14

Просмотры  105 просмотров

Гатина А.И., Нургатина И.Е.

  


ВОЗМОЖНОСТИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена роль русских народных сказок в развитии литературного творчества детей младшего школьного возраста   

Ключевые слова:
детское литературное творчество, русская народная сказка, младший школьный возраст   


ФГОС НОО [1] уделяется достаточное внимание развитию творческих способностей младшего школьника, благодаря которым, младший школьник будет чувствовать себя более уверено при установлении контактов с окружающими, в проявлении своих личностных качеств, поиске выхода из трудных и конфликтных ситуаций. Одним из средств развития творческих способностей младшего школьника является русская народная сказка. Диагностика уровня развития детского литературного творчества проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие ученики 3«Д» класса в количестве 29 человек. Цель исследования: определить организационно-педагогические условия развития детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок. Для диагностики уровня развития детского литературного творчества на констатирующем и контрольном этапах использовалась методика «Новая сказка» (О. Н. Пищухина), цель которой заключается в выявлении способности младших школьников соединять сюжеты знакомых сказок и создавать на основе контаминации новое собственное сочинение. В ходе исследования оценивались оригинальность, содержательность, композиция высказывания, грамматическая правильность построения простых и сложных предложений и разнообразие лексических средств. На констатирующем этапе многие дети отказывались от выполнения задания, объясняя это тем, что не знают, как можно соединить сказки. Несколько детей предлагали рассказать по очереди две сказки, но создать на их основе новый текст они не могли. Четыре ребенка соединили сказки, придумали интересный сюжет, но единого содержания не получилось. В ходе данного этапа было выявлено, что типичным недостатком в речи младших школьников при составлении сказок является частое употребление повторов какого-либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и места («потом», «там», «тут»). Данные констатирующего эксперимента привели к выводу, с младшими школьниками необходимо провести более глубокую и систематическую работу по развитию литературного творчества, посредством использования произведений русских народных сказок. Комплекс мероприятий формирующего эксперимента был разработан с соблюдением следующих организационно-педагогических условия развития детского литературного творчества: - обеспечивается включение детей в игровую деятельность;  - младшие школьники обучаются анализу схемы построения сказочного повествования, развития сюжета; - используются задания на сочинение сказок. Таким образом, работа с русскими народными сказками на формирующем этапе проводилась с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, были применены разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания. По завершению опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный срез уровня развития детского литературного творчества. Обобщенные данные и динамика развития литературного творчества младших школьников представлены в таблице 1.  Анализ полученных результатов показал, что после проведения формирующего эксперимента, увеличилось число детей с высоким и средним уровнем литературного творчества. От выполнения задания отказался только один ребенок. В речи детей сократилось употребление повторов каких-либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и места («потом», «там», «тут»). Таким образом, русские народные сказки являются эффективным средством для формирования творческих способностей младшего школьника.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гатина А.И., Нургатина И.Е. ВОЗМОЖНОСТИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО // Вестник науки №5 (14) том 3. С. 99 - 101. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1284 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1284



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.