'
Газизуллина Д.И., Миннуллина Р.Ф.
РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в статье рассматривается роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста, какое влияние оказывает использование декоративно-прикладного искусства во всеобщем развитии дошкольников, также раскрывается значимость самостоятельного создания прекрасного детьми дошкольного возраста, описываются знания, умения и навыки, получаемые в процессе работы.
Ключевые слова:
дети дошкольного возраста, народное декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое развитие
Одним из средств художественно-эстетического развития является народное декоративно-прикладное искусство. Оно способно оказывать влияние на формирование художественного образа, именно благодаря декоративно-прикладному искусству дети учатся видеть и понимать прекрасное в окружающем нас мире и искусстве. Народное искусство национально по содержанию, именно поэтому активно воздействует на духовное развитие, на формирование нравственности, патриотизма, а также на эстетическое самосознание ребенка.По мнению Л.Ю. Кошелевой «Особым средством эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство как явление живое, изменяющееся и развивающееся в соответствия с общими закономерностями традиционной культуры и тенденциями развития всего русского искусства» [1].В воспитании детей декоративно-прикладное искусство играет важную роль, оно как ничто другое развивает в детях не только любовь к искусству и формирует эстетический вкус, но и в полной мере обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, вызывает желание делать мир лучше своими руками.«Одно из главных преимуществ то, что воспитанники видят результат своего творчества и могут ему найти применение в жизни, например, сделать подарок другу, родителям, и тем самым принести частичку радости своим близким, украсить интерьер своей квартиры и т. д.» [2].Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством начинается с ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, можно познакомить детей с русской матрешкой, городецкой, дымковской, гжельской, хохломской и т.д. Дети с восхищением относятся ко всему этому, у них сразу же появляется желание повторить или же создать что-то свое, узнать об этом больше, ведь для них это кажется чем-то интересным, неизвестным и привлекательным. Детям нравится рассматривать каждый узор, завиток, деталь, все это потому что росписи имеют множество ярких цветов, сложных рисунков, форм, линий и штрихов.Мы считаем, что эстетические способности необходимо развивать у всех детей. Применяя в работе с детьми декоративно-прикладное искусство, мы развиваем воображение детей. В этом возрасте развитие воображения позволяет детям выдумывать интересные и отличительные от всех истории. Для того чтобы развивалось воображение нужно проводить специальные работы по его активизации. В наши дни существует множество видов декоративно-прикладного искусства. Но в своей работе я отдаю предпочтение росписи деревянных изделий, так как опыт показал, что это один из самых доступных и интересных для детей вариантов, например, роспись деревянных досок, ложек и т.д.Возможно, данное занятие можно считать целесообразным только для развития художественного потенциала детей, это учит их рисовать, держать кист, некоторые убеждены, что для развития эстетической культуры дошкольника достаточно показывать и рассказывать о готовых изделиях, ведь они передают и демонстрируют красоту и изящество. Но мы уверены, что это не так, дело в том, что декоративно-прикладное искусство служит не только для развития определенной области такой, как художественно-эстетическая, но и затрагивает множество других сфер, необходимых ребенку для полноценного развития.Опыт показал, что, предоставляя ребенку возможность самому определять цвета, формы, размер, количество предметов в своем творчестве раскрывает в нем фантазию, воображение и начинается мыслительный процесс, ребенок в голове представляет, как будет выглядеть изделие в том или ином случае, когда он дает волю своим представлениям. Помимо мыслительных процессов в этот момент у ребенка развивается мелкая моторика, а это в свою очередь также благотворно сказывается на памяти, внимании ребенка, также в этот момент развивается аккуратность, точность движений, он сильно старается сделать своими руками красивую роспись, узоры, орнамент и т.д.Создание чего-то красивого, своего ребенку поднимает настроение, рождает мотивацию и веру в свои способности. Готовые изделия, сделанные своими руками, дети ценят больше всего, они с радостью и удовольствием показывают и рассказывают своим родителям, сверстникам, друзьям, делятся эмоциями и опытом приобретенными в процессе их изготовления. Поэтому мы считаем, что через декоративно-прикладное искусство, а именно предоставляя детям возможность самим погрузиться в создание изделий можно развить в ребенке множество полезных навыков.Таким образом, можно сделать вывод о том, что декоративно-прикладное искусство играет большую и одну из важнейших ролей во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Умение создавать что-то своими руками, с помощью воображения и фантазии очень важно не только для художественного развития детей, но и воспитания в них здорового нравственного начала, приобщения к народным традициям, культуре, уважения к труду, оно помогает детям познать самого себя. Исходя из всего вышеперечисленного, мы рекомендуем использование декоративно-прикладного искусства в качестве развития эстетической и духовной культуры детей дошкольного возраста, ведь в процессе данной деятельности ребенок получит множество плюсов и положительных качеств в становлении личности.
Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2
Ссылка для цитирования:
Газизуллина Д.И., Миннуллина Р.Ф. РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 214 - 218. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12862 (дата обращения: 05.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*