'
Исайкина Д.А.
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ *
Аннотация:
международная академическая мобильность – это возможность пройти семестровое или годичное обучение за рубежом в рамках партнерского соглашения в одном из высших учебных заведениях Европы и Азии. В обменных программах принимают участие студенты очной формы обучения, не имеющие академических задолженностей и владеющие в достаточной степени иностранным языком.Целью данной статьи является анализ факторов международной академической мобильности.Методический аппарат, использованный в данной статье, составляют методы исследования, анализа, обобщения собранной информации.По результатам исследования выявлено, что в условиях развития цифровых технологий и совершенствования образовательного комплекса высших учебных заведений, международная академическая мобильность является эффективным инструментом повышения уровня образования студентов.
Ключевые слова:
международное образование, студент, образовательная программа, университет, мобильность, академическая мобильность
Обучение в зарубежных учебных заведениях всегда являлось показателем престижа и уровня образования, поскольку показывало как желание обучающихся к развитию собственных навыков и компетенций за счет передовых практик международного образования, так и конкурентоспособность специалиста с диплом иностранного учебного заведения на мировом рынке труда.Для учебных же заведений реализация программ международной академической мобильности позволяет повысить свой статус на международном рынке образовательных услуг за счет кооперации с зарубежными университетами и реализации образовательных программ с преподаванием на двух языках.Реализация программ по академической мобильности предполагает, таким образом, направление обучающихся от университета для прохождения обучения по определенной образовательной программе в зарубежный ВУЗ с приемом зарубежных студентов для прохождения лекций и семинаров в России.Для реализации программ международной академической мобильности меду российским и зарубежным ВУЗом подписывается соответствующий договор и утверждается совместная образовательная программа, в которой указывается:1) Наименование и направление реализации образовательной программы,2) Сроки прохождения обучения зарубежных студентов в рамках программы,3) Темы и академическая продолжительность лекционных занятий в рамках программы,4) Темы и академическая продолжительность семинарских занятий в рамках программы,5) Формы промежуточного и итогового контроля степени усвоения учебной дисциплины обучающимися в рамках программы,6) Продолжительность программы в рамках учебного курса.Примерами подобных зарубежных программ обучения студентов являются учебные программы МГУ, МГИМО, РАНХиГС, ВШЭ в рамках учебных курсов по экономике и бизнес-образованию.Данные программы академической мобильности позволили российским учебным заведениям выстроить коммуникации с зарубежными университетами и организовать проведение лекционных и семинарских занятий с привлечением зарубежного преподавательского состава.Вместе с ем, в последнее время наиболее востребованным стал формат дистанционного прохождения зарубежных образовательных программ, что оказало влияние на показатели международной академической мобильности.Одним из наиболее значительных факторов, повлиявших на развитие дистанционной формы международной академической мобильности – это появление доступа к безлимитному интернет-соединению и доступность его применения для широких слоев населения. Быстрый рост интернет-пользователей (на начало 2023 года их количество в России достигло 124 млн. чел., что на 5,1 п.п. больше, чем в 2022 году) неизбежно повлиял на переход многих традиционных образовательных технологий в виртуальное пространство. На сегодняшний день уровень проникновения интернета в экономику и общество в России достигает 85%. Эти тенденции стали причиной появления такого понятия как «облачный офис», который представляет собой комплекс web-сервисов и приложений для организации дистанционной работы учебного заведения. Как показывает практика, в целом, в качестве положительных моментов можно отметить сокращение издержек и более рациональное использование времени обучающихся, однако, кроме этого, многие студенты и преподаватели в рамках программ международной академической мобильности столкнулись с рядом технических и психологических сложностей. Еще одним важным фактором, повлиявшим на перевод некоторой части образовательных программ международной академической мобильности в онлайн-режим, было распространение пандемии коронавируса. В конце 2019 года мировая экономика подверглась значительному воздействию кризиса, вызванного пандемией коронавируса Covid-19. Работа учебных заведений, либо была приостановлена, либо переведена в дистанционный формат. Таким образом, одним из последствий этого кризиса было резкое развитие и широкое внедрение удаленного образования как эффективной формы организации учебного процесса в том числе и в рамках международной академической мобильности, что послужило триггером для развития различных форм взаимодействия с помощь различных средств видео-связи и онлайн-конференций.В связи с этим, актуальным становится вопрос эффективности существующих программ международной академической мобильности и необходимости внесения изменений в механизмы сотрудничества с зарубежными учебными заведениями с целью выбора наиболее оптимальных форм сотрудничества и обмена опытом.Для получения ответов на исследовательский вопрос, было проведено анкетирование преподавательского состава высших учебных заведений России, участвующих в программах международной академической мобильности с ВУЗами США, Великобритании и Франции.Было опрошено 8 преподавателей МГУ, РАНХиГС и ВШЭ методом анкетирования с последующим анализом и обработкой полученных ответов.Анкета-опросник. Первый тур. Каждому эксперту была выдана анкета и дана возможность отвечать на каждый из выделенных вопросов (табл. 1).Таблица 1. Анкета, применявшаяся в первом туре анализа. Ранжированный ряд и фактические результаты представим в таблице 2.Таблица 2. Результаты анкетирования (первый тур). Более наглядно результаты первого тура представлены на рисунке 30. Во время второго тура экспертам повторно были заданы те же вопросы, т.е. каждый эксперт получил собственный ответ, данный в предыдущем туре, и мнения других экспертов с целью его обосновать или, при необходимости, изменить. Рисунок 1. Результаты первого тура.Оценки, полученные в ходе второго тура, сведем в таблицу 3.Таблица 3. Второй тур экспертизы (статистическая характеристика). Более наглядно результаты второго тура представлены на рисунке 2.По аналогии проводится и третий тур экспертной оценки. Следовательно, каждый эксперт пересматривает свои предыдущие ответы и, при необходимости, исправляет их. Все корректировки дополняются объяснениями, почему эксперт изменил или сохранил свое мнение. Рисунок 2. Результаты второго тура.Представим результат третьего тура экспертизы в таблице 4.Таблица 4. Статистическая характеристика третьего тура экспертизы. Более наглядно результаты третьего тура представлены на рисунке 3.Рисунок 3. Результаты третьего тура.В этот раз процедура экспертизы была окончена в третьем туре, поскольку коэффициент вариации в нем принял значение, которое лежит в нормативном отрезке, т.е. менее составляет 33,3%. Анализ показал, что большинство опрошенных экспертов, участвующих в программах международной академической мобильности с ВУЗами США, Великобритании и Франции подтвердили эффективность программ, ссылаясь на повышение уровня и качества знаний обучающихся после прохождения обучения. Эксперты высказались за целесообразность расширения сотрудничества с другими учебными заведениями Европы и Азии, а также решительно указали на необходимость дальнейшего продолжения участия в программах международной академической мобильности с ВУЗами США, Великобритании и Франции.Анализ моделей управления программами международной академической мобильности показал следующее:1) Наиболее эффективной моделью управления образовательным комплексом учебных заведений для реализации академической мобильности является образовательная программа международной академической мобильности со странами США и Европы, обладающая высоким уровнем финансовой самостоятельности за счет привлечения внебюджетного финансирования и показывающая высокий уровень внедрения информационных систем и технологий, что позволяет привлечь наиболее квалифицированные педагогические кадры и закупать все необходимые МТР для эффективного образовательного процесса,2) Программа взаимодействия со странами Азии как модель управления программами академической мобильности обладает большее сильной базой МТР и показывающая умеренный уровень внедрения информационных систем и технологий, что позволяет на основе собственных методических разработок совершенствовать образовательный процесс и повышать уровень усваиваемости обучающимися образовательных дисциплин,Таким образом, анализ моделей управления программами международной академической мобильности показал, что в условиях развития информационных систем и технологий образование развивается высокими темпами и обеспечивает стабильный приток кадров в науку, однако для полного раскрытия потенциала студентов необходимо увеличить финансирование образовательных программ и стимулировать обучающихся развивать свои навыки через участие в образовательных программах.В условиях развития цифровых технологий, повсеместной автоматизации и компьютеризации образовательных процессов, реализация проектов международной академической мобильности трансформируется из процедур контроля за деятельностью отделов учебного заведения, преподавателей и студентов, участвующих в реализации программ, в полноценную методологию управления образовательными процессами обмена опытом и накопления передовых практик. Использование компьютерных средств для управлении цифровыми проектами международной академической мобильности позволяет преподавателям и студентам осуществлять оперативный мониторинг за реализацией каждого этапа образовательной программы, контролировать усваиваемости материала и успеваемость, а также незамедлительно принимать решения об актуализации образовательных программ.Вместе с тем, управление цифровыми проектами в рамках международной академической мобильности требует от преподавателей наличия необходимых компетенций по работе с компьютерными образовательными платформами и программами, а также навыков работы с электронными системами документооборота. Все это делает управление цифровым проектом в рамках международной академической мобильности сложным и комплексным бизнес-процессом, на успех реализации которого влияет множество факторов и при воплощении которого компетенции преподавателей становятся одним из важнейших факторов эффективной реализации образовательного проекта.В связи с этим, актуальность приобретают методы управления цифровыми проектами международной академической мобильности в российских учебных заведениях, содержащие в себе регламентацию реализации этапов образовательного проекта, показатели анализа ключевых параметров проекта, анализа рисков и принятия управленческих решений по повышению эффективности образовательных проектов.
Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2
Ссылка для цитирования:
Исайкина Д.А. АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 237 - 247. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12866 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*