'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 39

Просмотры  94 просмотров

Колываева Е.А., Алмосов Л.И.

  


РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ *

  


Аннотация:
композиционное мышление является важным аспектом в живописи, так как оно определяет расположение и взаимодействие объектов на полотне, создавая эффект гармонии, баланса и выразительности. Для развития композиционного мышления у младших школьников тематическая картина служит идеальным средством.   

Ключевые слова:
композиционное мышление, тематическая композиция, развитие композиционного мышления   


Реализация данного метода имеет существенное значение в процессе развития композиционного мышления, так как дети приобретают основные навыки композиции, формируют эстетическое восприятие, развивают свои творческие способности, образное мышление, воображение, активность и самостоятельность.Проблема исследования: каковы педагогические условия и методические принципы развития композиционного мышления обучающихся младших классов в процессе создания тематических композиций?Цель исследования: экспериментально проверить и теоретически обосновать условия развития композиционного мышления младших школьников посредством создания тематических композиций на уроках изобразительного искусства.Объектом исследования является процесс развития композиционного мышления младших школьников, в ходе обучения и работы над тематической композицией на уроках изобразительного искусства.Предметом исследования является формы и методы композиционно тематического рисования на уроках изобразительного искусства начальных классов, направленные на развитие композиционного мышления.Гипотеза исследования: заключается в том, что процесс развития композиционного мышления младших школьников в процессе выполнения творческой работы на основе тематических композиций будет проходить более эффективно, если будет осуществляться: Систематическая поддержка и направление со стороны учителя,Использование разнообразных методов и техник развития композиционного мышления, Предоставление достаточного времени для размышлений и принятия решений при выполнении творческой работы,Создание стимулирующей и поддерживающей атмосферы в классе, где учащиеся могут свободно выражать свои идеи и экспериментировать, Постепенное наращивание сложности заданий и оценка достигнутых результатов для стимуляции развития композиционного мышления.Для достижения цели исследования предполагается решение ряда задач:Осуществить теоретический анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования,Подобрать методы исследования, направленные на развитие композиционного мышления младших школьников на основе создания тематических композиций на уроке изобразительного искусства. Разработать содержание и апробировать методику развития композиционного мышления младших школьников на основе создания тематических композиций на уроке изобразительного искусства,Провести эксперимент с обучающимися младшего школьного возраста по теме исследования,Выполнить творческую работу по теме исследования.Теоретико-методологической основой исследования является использование различных теоретических подходов, анализ психологических и педагогических исследований (Алпатов М.В., Пресняков М. А., С.Е. Игнатьев), философские, психологические и педагогические теории активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства (А.Г. Асмолов, Н.В. Мясищев, И.Ф. Харламов). Для решения перечисленных задач применялись следующие методы:1) теоретические: анализ и обобщение результатов исследований и практического опыта работы,2) эмпирические: педагогический эксперимент, 3) качественный и количественный анализ данных эмпирического исследования.Практическая значимость заключается в теоретических положениях и выводах, направленных на формирование композиционного мышления младших школьников на основе создания композиции на тему урока изобразительного искусства, которая может быть использована учителями начальных классов в ходе их работы.Диагностическое исследование патриотизма у младших школьниковВзяв за основу теоретические знания, полученные в результате анализа научной литературы, рассмотренной в первой главе дипломной работы, мы провели экспериментальное исследование, направленное на развитие композиционного мышления младших школьников на основе создания тематических композиций.Экспериментальное исследование включало в себя 2 этапа:- диагностика уровня развития композиционного мышления младших школьников,- разработка на основе полученных результатов методов обучения, направленных на развитие композиционного мышления младших школьников на основе создания тематических композиций в экспериментальной группе,В эксперименте приняли участие 2 класса: 2 «Б» — экспериментальные (23 человека) и 2 «А» — контрольные (23 человека), всего в эксперименте приняло участие 46 человек.Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития композиционного мышления младших школьников.Этапы эксперимента проводились с учетом ведущих педагогических принципов, таких как: принцип научности, последовательности и системности, соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, сознательности и творческой активности, наглядности, доступности и т.д.На констатирующем этапе эксперимента было проведено упражнение для младших школьников «Потерянная сказка» с целью изучения композиционного мышления (приложение 2).Цель: изучение уровня и особенностей развития композиционного мышления младших школьников, выявление способностей к соотнесению частей и целого, и их пространственного расположения, изучение способности к переносу действия в новые более сложные условия при решении наглядно-действенных задач.Упражнение состоит из процесса составления тематической композиции из отдельных частей в сказку «Колобок», такое упражнение позволяет изучить понимание учащихся о композиции. Баллы выставлялись путём анализа работ на основные понятия композиционного расположения, передачи последовательного содержания и творческий подход к декорированию. Максимальный балл- 20.По данным, полученным в результате исследования «Потерянная сказка», можно сделать вывод, что большинство (28 человек) имеют средний уровень композиционного мышления, 7 человек - низкий и только 11 человек - высокий уровень композиционного мышления.Таблица 1. Обобщенные данные уровня проведенного упражнения «Потерянная сказка» в экспериментальной и контрольной группе.Проведение экспериментальной работы по развитию композиционного мышления у учащихся начальной школы позволяет нам сделать следующие выводы, что успешное формирование и развитие композиционного мышления младших школьников возможно лишь при создании определенных условий на уроках изобразительного искусства. Требуется активная, планомерная, целенаправленная работа по развитию композиционного мышления младших школьников, так как развитие активной творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.В результате проведенного исследования можно заметить, что у младших школьников появилось желание проявить свою фантазию, индивидуальность и самостоятельность. Разработанная методика формирования композиционного мышления учащихся младшего школьного возраста на основе создания тематических композиций на уроках изобразительного искусства дала нам возможность проследить как определенные педагогические условия, влияют на развития композиционного мышления младших школьников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Колываева Е.А., Алмосов Л.И. РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 248 - 254. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12867 (дата обращения: 09.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12867



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.