'
Козлова Д.М.
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *
Аннотация:
В статье актуализируется проблема развития нравственной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития; раскрыты теоретические аспекты формирования нравственных ориентиров у старших дошкольников с ЗПР
Ключевые слова:
нравственность, нравственное развитие, дети старшего дошкольного возраста, нравственное воспитание, дети с нарушениями развития
В настоящее время все больше возрастает актуальность проблемы нравственности и морали. В современном мире с вопросами нравственности можно столкнуться в литературе, прессе и на телевидении. Прогресс в научно-технической сфере привел человечество к угрозе духовного оскудения и упадка. Основы духовного развития каждого человека закладываются еще в детстве. Именно период детства играет важную роль в формировании нормативного поведения. Дошкольное детство является периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. В дошкольном возрасте у ребенка устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют единство деятельности и вместе с тем единство личности. Многочисленные препятствия, которые часто встречаются на пути нравственного становления личности, приводят к отклонениям в нравственном развитии. Последствиями таких препятствий могут быть серьезные нарушения в поведении, девиация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом (А.С. Белкин, П.П. Блонский, Р.В.Овчарова, В.А. Сухомлинский и др.) [5]. В психологическом аспекте развитие нравственности можно рассмотреть с двух сторон. Одна сторона – это развитие чувств и воли. Другая состоит в том, ребенок постепенно начинает осознавать свое место в окружающем мире, что порождает новые мотивы поведения, исходя из которых ребенок совершает те или иные поступки [7]. В результате представлений человека о хорошем и плохом, о должном и не должном, осознания социальных и общественных норм, происходит формирование нравственных чувств. Нравственные чувства – это чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения принятым нормам в обществе. В нравственном сознании человека эти чувства находятся в единстве с нравственными понятиями [4]. В дошкольном детстве особое внимание уделяется воспитанию чувств детей. Специалисты воспитывают у детей базовые этические чувства, такие как, доброжелательность, заботливость, внимательность, т.к. дети дошкольного возраста эмоционально отзывчивы и впечатлительны, у них присутствует яркость воображения и подражательность, что в свою очередь, помогает в дальнейшем сформировать у детей чувства товарищества и дружбы. По мере расширения нравственных представлений, расширяются и углубляются нравственные чувства детей. По мере накопления в дошкольном возрасте у детей нравственного опыта, начинают формироваться и сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, чувство единства и дружбы и др. Важным механизмом в усвоении нравственных представлений является идентификация. В своих исследованиях С.Г. Якобсон так же отмечает и важную роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. Практически все педагогам в своей деятельности приходилось сталкиваться с импульсивностью и непосредственностью поведения детей старшего дошкольного возраста. Часто, не умея противостоять соблазнам и «внешним» стимулам, ребенок забывает нравоучения взрослых, совершает плохие поступки, в которых со временем раскаивается. В старшем дошкольном возрасте необходима целенаправленная работа по воспитанию нравственных представлений, ведь стремления дошкольника приобретают новый смысл.
Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 3
Ссылка для цитирования:
Козлова Д.М. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №5 (14) том 3. С. 118 - 122. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1289 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*