'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 3
  4. Научная статья № 22

Просмотры  195 просмотров

Лисицын Ю.В.

  


ЭТАПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются этапы и психологические механизмы формирования детского коллектива   

Ключевые слова:
психология, ребенок, детский коллектив   


Детский коллектив – явление педагогическое. Он создается по определенным педагогическим законам. Воспитатель управляет развитием детского коллектива и его жизнью, выстраивая в нем механизмы самоуправления. Теоретически педагогическая природа детского коллектива обоснована в работах С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, Т.Е. Конниковой, А.Т. Куракина, Л.И. Новиковой и др. Теория развития детского коллектива базируется на системе педагогических требований, где каждый последующий этап в развитии коллектива отличается от предыдущего целой системой значимых признаков: - педагогическое руководство детским коллективом на каждом этапе имеет свои особенности (последовательно меняется позиция воспитателя от прямого воздействия к взаимодействию с детьми, к организации самоуправления в коллективе); - от этапа к этапу обогащается общественно значимый смысл деятельности членов коллектива (это не может быть следствием подавления личных интересов воспитанников в пользу общественных – напротив, общественные цели становятся все более лично привлекательными, интересными, значимыми); - в процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самоуправления; самое значимое «новообразование» зрелого коллектива – гармонизация системы формальных и неформальных отношений, когда «взаимная ответственность» не мешает дружбе и товарищеские взаимодействия не позволяют быть кому-либо в коллективе «непринятым» или «отверженным»; - коллектив создается воспитателем, поэтому на первом этапе он существует как объект воспитания, но от этапа к этапу признаки субъектности возрастают, и зрелый коллектив в полной мере - воспитывающийся субъект педагогического процесса. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов) [3, c.47 - 52]. Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Создание коллектива воспитатель начинает в неорганизованной группе воспитанников, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Здесь есть дружеские компании и враждующие «группировки», есть и обособленные интересы. На этом этапе воспитатель вынужден прямо взаимодействовать с каждым воспитанником, потому что у них еще нет опыта коллективной деятельности. Воспитатель сам ставит перед группой общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из воспитанников, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Все это делается для того, чтобы между воспитанниками возникли отношения организованной зависимости как прообраз будущих коллективных отношений. Главные задачи воспитателя на первом этапе развития коллектива: - сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга (интересы, способности, умения, характер и привычки); - найти интересные и нужные общие дела, которые оказались бы по силам всем воспитанникам и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лисицын Ю.В. ЭТАПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Вестник науки №5 (14) том 3. С. 131 - 141. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1292 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1292



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.