'
Бадмацыренов Г.Х.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-САМБИСТОВ *
Аннотация:
в статье рассматриваются многогранные аспекты психологической готовности спортсменов-самбистов, подчеркивается значительная роль культурных факторов и факторов окружающей среды. Она начинается с определения важности психологической готовности в спорте, подчеркивая ее равное значение наряду с физической и технической подготовкой. Основное внимание уделяется тому, как культурное наследие спортсмена и тренировочная среда формируют его психологическое развитие, образ мышления и подход к соревнованиям. Обсуждаются нюансы различных культурных ценностей и норм. Также учитывается влияние ролевых моделей и поддержка тренировочного сообщества, признавая проблемы, с которыми сталкиваются спортсмены в менее благоприятных условиях. В исследовании приведены результаты теоретического исследования проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности спортсменов-самбистов. Рассмотрены основные подходы к пониманию психологической готовности к деятельности, приведены описания основных теоретических моделей психологической готовности. Произведено сопоставление модели психологической готовности к деятельности с личностными характеристиками успешных спортсменов-самбистов.
Ключевые слова:
самбо, профессиональный спорт, психологическая готовность
DOI 10.24412/2712-8849-2024-271-710-722
Введение. Высокие спортивные результаты профессиональных спортсменов зависят не только от уровня физической и технической подготовки. Важнейшим фактором, непосредственно влияющим на высокую результативность, является высокий уровень психологической готовности к деятельности.На данный момент в литературе накоплено большое количество материала, отражающего исследования профессиональной готовности к деятельности, однако, мало существует теоретических исследований, отражающих знания о психологической готовности к профессиональной деятельности у спортсменов, особенно у спортсменов-самбистов.Рассмотрим несколько основных подходов, отражающих знание о психологической готовности к профессиональной деятельности: функциональный подход, личностный подход и личностно-деятельностный подход.С точки зрения авторов, рассматривающих психологическую готовность к деятельности в рамках функционального подхода, психологическая готовность представляет из себя определенное состояние психики человека, которое при успешном формировании обеспечивает человеку высокий уровень профессиональных достижений. При этом, психологическая готовность здесь рассматривается обязательно с точки зрения длительности ее протекания: кратковременная, в момент перед началом непосредственной деятельности и долговременная – как совокупность личностных черт, постоянно присутствующих у субъекта готовности.С точки зрения функционального подхода, психологическая готовность к деятельности рассматривается как состояние, предшествующее деятельности, определяющееся уровнем оперативной настройки. Исследователи готовности, как функционального подхода, создают модели психологической готовности к деятельности, которые можно применить к конкретному профессиональному труду.Так, например, В.Н. Пушкин и Л.С. Нерсисян выделяют модель психологической готовности к деятельности машиниста в экстренной ситуации. Модель психологической готовности, согласно авторам исследования, состоит из трех компонентов, взаимосвязанных между собой:1. Образ структуры деятельности, осуществляемой в ответ на сигнал об экстренной ситуации.2. Общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее быстроту реакции на предъявляемый раздражитель – экстренный сигнал.3. Психологическая направленность личности на выполнение действия по урегулированию экстренной ситуации в случае их возникновения [1].Далее рассматривается то, как понимают психологическую готовность к профессиональной деятельности авторы с позиции личностного подхода [2]. Здесь психологическая готовность к профессиональной деятельности рассматривается в виде целостного образования личности, разные стороны которого проявляются в совершенно разных профессиональных ситуациях, формирующихся на основе индивидуального жизненного опыта, наработки определенных навыков. Под сторонами личностного образования авторы понимают:1. Направленность личности,2. Уровень настройки на деятельность,3. Умение мобилизовать личные ресурсы к выполнению деятельности. Следующим подходом, с точки зрения которого психологическая готовность к деятельности рассматривает значительно чаще является личностнодеятельностный подход.С точки зрения авторов данного подхода психологическая готовность к деятельности понимается как совокупность проявлений индивидных, личностных и субъективных особенностей, свойств и качеств человека в их целостности, направленная на обеспечение эффективной реализации деятельности [2].Исследователи, занимающиеся разработкой проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности в рамках личностно деятельностного подхода, рассматривают готовность как целостное образование, основанное на проявлениях индивидуально-психологических характеристик личности в конкретной профессиональной деятельности [2, 3]. Большинство авторов в своих трудах описывают готовность как устойчивое образование, формирующиеся у личности годами, принимающее с течением времени формы устойчивой характеристики и точно соответствующую конкретному виду деятельности человека.Л.М. Попов и И.М. Пучкова, в своем исследовании на основе теоретического анализа феномена психологической готовности к деятельности представили собственную теоретическую модель психологической готовности с последующим экспериментальным обоснованием всех выделенных компонентов. Авторы представили общее понимание термина психологическая готовность с позиции личностнодеятельностного подхода. Под психологической готовностью к профессиональной деятельности, как важнейшей составляющей общей готовности к деятельности, автору модели понимают и мотивационную направленность, и состояние, и профессиональный опыт, и совокупность психологических характеристик [2, 3].Психологическая готовность к профессиональной деятельности, в понимании в авторов, является многокомпонентным образованием, состоящим из трех групп характеристик личности:1. Поведенческие характеристики (интерес к профессии, потребность в достижении успеха).2. Познавательные характеристики личности (определенный уровень знаний, умений и навыков, относящихся к профессии, а также способность к оценке значимости профессиональных задач).3. Эмоционально-оценочные характеристики (чувство профессиональной ответственности, самоконтроль, уверенность в достижении успеха в профессиональной деятельности).Все модели, описанные выше, имеют под собой основание быть учтенными в составлении модели психологической готовности к профессиональной деятельности спортсмена-самбиста. Для ее составления необходимо учитывать характер данной профессиональной деятельности.Роль культурных и средовых факторов в психологической готовности. В сфере соревновательных видов спорта, таких как самбо, психологическая готовность является важнейшим компонентом общей результативности (рис. 1). Однако эта готовность является результатом не только индивидуальных усилий и психологической подготовки, но также находится под глубоким влиянием целого ряда культурных факторов и факторов окружающей среды. Роль, которую эти элементы играют в формировании умственной и эмоциональной готовности спортсмена к соревнованиям, значительна и многогранна.Рисунок 1. Роль культурных и средовых факторов в психологической готовности.Культурное происхождение занимает важное место в психологическом развитии. Важно понимать, что подход спортсмена к соревнованиям, его образ мышления и внутренняя мотивация глубоко укоренены в культурных ценностях и нормах, которым он подвергался с раннего возраста. Например, спортсмены из коллективистских культур могут придавать более высокое значение командному успеху и стратегиям сотрудничества, в то время как представители индивидуалистических культур могут больше внимания уделять личным достижениям и конкурентоспособности. Данные рамки могут существенно повлиять на динамику команды и роль, которую человек играет в команде. Понимание этих культурных влияний имеет важное значение для тренеров, поскольку они разрабатывают стратегии повышения психологической готовности спортсмена.Помимо культуры, качество тренировочных помещений, доступность ресурсов и общая социальная атмосфера в тренировочном сообществе - все это способствует формированию психологической готовности. Высококачественное оборудование и достаточные ресурсы могут способствовать улучшению условий тренировок, тем самым повышая уверенность и концентрацию. И наоборот, неадекватные условия для тренировок могут создавать серьезные психологические проблемы.Поддержка тренировочного сообщества, включая тренеров, коллег-спортсменов и другой вспомогательный персонал может помочь спортсменам развить жизнестойкость и сильный психологический настрой, необходимые для соревнований. Наличие образцов для подражания в тренировочном сообществе может вдохновлять и мотивировать.Однако не все спортсмены имеют привилегию пользоваться благоприятными условиями для тренировок. Многие сталкиваются с трудностями из-за ограниченных ресурсов, отсутствия поддержки или некачественного оборудования. Важно признавать эти проблемы и решать их, поскольку они могут значительно снизить психологическую готовность. Стратегии преодоления таких препятствий включают сосредоточение внимания на психической силе, развитие адаптивных механизмов совладания и поиск мотивации, несмотря на ограничения окружающей среды [4].Подводя итог, можно сказать, что психологическая готовность спортсменов-самбистов - это сложный результат, на который влияет множество культурных факторов и факторов окружающей среды. Целостный подход, учитывающий эти многочисленные аспекты, необходим для эффективной подготовки спортсменов к высоким требованиям соревновательного самбо. Признавая и устраняя эти более широкие факторы, тренеры могут помочь самбистам достичь состояния психологической готовности, которое дополняет их физические навыки, что приводит к более всесторонней и эффективной подготовке к соревнованиям.Значение тренерской практики для повышения психологической готовности спортсменов-самбистов. Сфера самбо, боевого вида спорта, требующего как физического мастерства, так и остроты ума, ставит уникальные задачи и возможности перед тренерами, стремящимися воспитать спортсменов высшего уровня. Понимание и интеграция психологической готовности в тренерские методики имеет решающее значение для воспитания спортсменов, которые не только физически, но и морально подготовлены к суровым соревнованиям. В этом разделе рассматривается многогранный подход, необходимый в тренерской практике для повышения психологической готовности спортсменов-самбистов.Традиционно тренерская работа в самбо, как и во многих других видах спорта, в основном сосредоточена на физической и технической подготовке. Однако современная сфера соревновательных видов спорта подчеркивает необходимость включения психологической подготовки в расписание регулярных тренировок спортсменов. Она занимает ключевое место в способности спортсмена выступать под давлением, адаптироваться к различным соревновательным условиям (рис. 2) и восстанавливаться после неудач.Рисунок 2. Адаптация психологической подготовки к индивидуальным спортсменам.Методы повышения психологической готовности. Тренеры могут использовать несколько техник для повышения психологической готовности своих спортсменов:Мысленная репетиция и визуализация: предполагает, что спортсмены мысленно практикуются в своем виде спорта, визуализируют успех и отрабатывают стратегии преодоления потенциальных проблем. Мысленная репетиция помогает составить план того, что необходимо выполнить во время реального выступления, тем самым повышая уверенность и снижая беспокойство по поводу выступления.Методы управления стрессом: спортсмены должны быть обучены таким техникам, как упражнения на глубокое дыхание, осознанность и стратегии релаксации. Они помогают справиться с нервами перед соревнованиями и сохранить концентрацию в ситуациях высокого давления.Развитие установки на рост: тренеры должны поощрять установку на рост, при которой спортсмены рассматривают трудности как возможности для роста, а не угрозы своим способностям. Такая перспектива способствует жизнестойкости, ключевому компоненту психологической готовности.Роль тренера выходит за рамки инструктажа по физическим маневрам и тактике и включает в себя выявление и развитие ключевых психологических черт, которые способствуют готовности спортсмена:Устойчивость: разработка сценариев тренировок, которые бросают вызов психологической стойкости спортсменов и их способности оправляться от неудач.Сосредоточенность: включение в тренировку упражнений, повышающих концентрацию и способность сохранять сосредоточенность среди отвлекающих факторов.Уверенность: положительное подкрепление, конструктивная обратная связь и празднование небольших побед необходимы для укрепления уверенности спортсмена [5].Сосредоточившись на мысленных репетициях, управлении стрессом и развитии установки на рост, тренеры могут значительно повысить общую работоспособность и жизнестойкость спортсменов. Адаптация психологической подготовки к индивидуальным потребностям и поддержание целостного подхода к развитию не только приведут к улучшению результатов на ринге, но и будут способствовать долгосрочному благополучию и успеху. Исследование основных психологических особенностей спортсменов-самбистов. Д.С. Щедрин в своем исследовании [6] выделил основные психологические особенности спортсменов-самбистов, непосредственно влияющих на их результативность. Автор относит к ним:1. Оптимальный уровень общительности.2. Равное сочетание доверчивости и подозрительности.3. Нормальный уровень агрессивности4. Адекватная оценка личного спортивного потенциала.5. Открытость новому опыту.6. Направленность на будущее7. Развитая способность к тактическому планированию.8. Высокий уровень самоконтроля.9. Настойчивость в достижении цели.Соотнеся результаты исследования Д.С. Щедрина [6] с описанными моделями (во введении статьи) психологической готовности к профессиональной деятельности, выделены основные ее необходимые компоненты. Результаты представлены на рисунке 3.Согласно полученной модели, большинство характеристик, непосредственно относящихся к успешности профессиональной деятельности спортсменов-самбистов, относится к эмоционально-оценочному блоку. Возрастает необходимость проведения эмпирического исследования, показывающего взаимосвязь профессиональной успешности спортсменов-самбистов с развитыми эмоционально-оценочными качествами, такими как: «Равное сочетание доверчивости и подозрительности», «Нормальный уровень агрессивности», «Высокий уровень самоконтроля», «Адекватная оценка личного спортивного потенциала».Рисунок 3. Модель психологической готовности к профессиональной деятельности спортсменов-самбистов.Полученные в ходе настоящего теоретического исследования данные дают основания предположить, что непосредственный учет описанных психологических характеристик в тренировочном процессе, упор на равномерное их развитие в структуре личности спортсмена поможет улучшить спортивные результаты.Заключение. В заключение, в этой статье представлено всестороннее исследование многогранных аспектов психологической готовности спортсменов-самбистов, подчеркивающее решающее взаимодействие культурных, экологических и индивидуальных факторов. Была рассмотрена важность психологической подготовки в спорте, особенно в такой сложной дисциплине, как самбо, иллюстрируя, что успех спортсмена зависит не только от физического и технического мастерства, но и в значительной степени зависит от умственной и эмоциональной силы.Кроме того, было доказано, что роль тренировочной среды, включающей качество оборудования, ресурсов и социальной атмосферы, является важным фактором в формировании психологического состояния спортсмена. Наличие образцов для подражания и поддерживающего сообщества имеет решающее значение, особенно в сложных условиях с ограниченными ресурсами.В статье также подчеркивается необходимость включения психологической подготовки в обычный режим, адаптированный к уникальной личности и опыту каждого спортсмена. Такой подход не только повышает психологическую подготовленность спортсмена, но и обеспечивает всестороннее развитие.Наконец, в последнем пункте статьи подтверждены теоретические результаты на практике, способом проведения эмпирического исследования выявления достоверных взаимосвязей успешности профессиональной деятельности спортсменов-самбистов с полученными характеристиками, входящими в модель психологической готовности к профессиональной деятельности.
Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2
Ссылка для цитирования:
Бадмацыренов Г.Х. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-САМБИСТОВ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 710 - 722. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12939 (дата обращения: 05.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*