'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 2
  4. Научная статья № 123

Просмотры  45 просмотров

Серова Н.В.

  


ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрена типология моделей культурной политики, а также процесс формирования ее оптимальной модели. Сделан вывод о том, что она должна быть ценностно-ориентированной и формироваться в процессе диалога со всеми участниками современного общества, а также включать в себя региональные аспекты с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Рассмотрены перспективы развития сферы культуры в контексте инновационного сценария реализации Стратегии.   

Ключевые слова:
государственная культурная политика, стратегия государственной политики, модель культурной политики, перспективы культурного развития   


Сегодня весь мир живет в эпоху стремительного развития информационных технологий и превалирования виртуального взаимодействия. Все более интенсивными становятся процессы аккультурации, интеграции и ассимиляции культуры. Очень важным для современного российского общества в существующих условиях является сохранить свою культурную идентичность. Имея огромный потенциал и многолетние традиции, современная культура переживает непростые времена. Культура сегодня рассматривается не только, как система определенных ценностей, но и как инструмент, с помощью которого оказывается влияние на все сферы жизнедеятельности современного общества. До сих пор в культурной жизни мы наблюдаем тенденции, зародившиеся во времена перестройки. С одной стороны, у работников культуры появилось больше свободы в реализации своих творческих амбиций, но с другой, государство перестало финансировать творческую деятельность в полном объеме. Вместе с тем именно государство продолжает оставаться главным стратегическим инвеститором сферы культуры. Это обязывает государство как основного субъекта культурной политики решать инвестиционные вопросы. По мнению ряда ученых, «особый интерес представляет типология моделей культурной политики М. Драгичевич-Шешич, согласно которой модели культурной политики могут быть представлены в двух измерениях» [4, с. 29-32]. «Для первого измерения характерны два типа регуляции культуры: государственная и рыночная. В зависимости от развитости этих институтов и будут определяться приоритеты в области культуры. Второе измерение культурной политики характеризуется степенью открытости проводимой политики, которая определяется участием различных социальных групп и их представителей в формировании новых социокультурных ценностей или же доминирированием официальных ценностей и культурных форм» [2, с. 178].В зависимости от взаимодействия всех составляющих в этих двух измерениях можно выделить четыре модели культурной политики. Модель доминантной культуры. При функционировании такой модели существует опасность с одной стороны культурной изоляции культуры, с другой – утраты «исторической памяти». В условиях, когда приоритетом государства является поддержка и развитие культуры этнического большинства, формируется модель культурного национализма. В данном случае государство сознательно рискует «потерять» культуру иных этнических групп, что никак не характеризует культурную политику модернизирующегося общества. Когда во главу угла при определении приоритетов в сфере культуры ставится прибыль, а государство перестает регулировать культурные процессы, речь идет о преобладании массовой культуры. При функционировании такой модели нивелируются любые культурные ценности, которые не приносят прибыль. Массовая культура чрезвычайно легка для восприятия, что может повлечь определенные негативные социальные риски: подмена ценностей, чрезмерное использование «чужой» культуры, навязывание ложных потребностей, резкое уменьшение качества культурных услуг. Четвертая, так называемая общественная модель. Модель сотрудничества государства и частного сектора, ряд ученых характеризуют как межсекторное взаимодействие, в котором участвуют не только вышеуказанные секторы, но и гражданское общество. Особенностью данной модели является сбалансированный подход к определению общих целей и приоритетных направлений культурной политики, комплементарность интересов и возможностей, что обеспечивает устойчивое культурное развитие государства. Сегодня в обществе нет единого понимания состояния современной культурной политики. «Одни убеждены, что современная культура находится в глубоком кризисе, который охватывает, как ценностную, так и нормативную ее стороны. Другие считают, что все трансформации в сфере культуры закономерны и не представляют какой-либо серьезной проблемы для развития культуры и общества в целом» [1, с. 115].Между тем, и правительство, и большая часть гражданского общества едины в понимании того факта, что в России происходит смена парадигмы не только в социальной сфере, но и в управлении в целом. В связи с этим возникает разное видение развития культурной составляющей нашей страны. Одни предлагают новые модели развития отечественной культуры, рассматривая попытку «стабилизировать ситуацию на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории» как одну из моделей развития культуры. Вторая возможная модель – интеграция отечественной культуры в мировую в качестве «придатка» к глобальным центрам. Третья, наиболее приемлемая, но и более трудоемкая, - интеграция в систему общечеловеческой культуры «как равноправного участника мировых художественных процессов» [3, с. 124].Отечественные ученые, такие как кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского института культуры Хренов А.Е., заместитель директора Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации, кандидат политических наук Востряков Л.Е. и другие, едины во мнении, «что ни одна из существующих адекватных моделей воздействия государства на сферу культуры не может быть «слепо» перенесена в условия конкретного государства» [3, с. 135]. Оптимальная модель должна разрабатываться исключительно в соответствии с политической, экономической и культурной традицией страны, для которой она формируется. Социокультурная ситуация в стране давно изменилась, однако до сих пор действуют теоретические модели управления, которые в новых условиях абсолютно не эффективны, морально и законодательно устарели, а принимаемые государством новые стратегические документы в сфере культуры все же во многом имеют декларативный характер. Очевидно, что существующая модель культурной политики нашего государства не может удовлетворить многообразные культурные потребности современного общества и интересы всех участников социокультурного процесса, не в силах ликвидировать социально-культурный кризис. Формирование новой, работоспособной модели культурной политики – требование времени. 29 февраля 2016 года распоряжением № 326 правительством Российской Федерации утверждена Стратегия государственной политики до 2030 года. Этот стратегический документ призван координировать деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной культурной политики Российской Федерации, обеспечивать их взаимодействие со всеми институтами гражданского сообщества. В этом документе сформулированы исходные базовые принципы модели культурной политики современной России, которые предполагают:- «территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры, - открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры, - соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики, - свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность, - делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам» [6].Формирование новой ценностно ориентированной модели государственной культурной политики, которая включает в себя региональные аспекты с учетом федеративного устройства Российской Федерации – одна из главных задач Стратегии. В документе предлагаются инерционный, инновационный и базовый сценарии реализации Стратегии. Какой из этих трех сценариев будет реализован, зависит от экономических и нормативно-правовых условий. Инерционный сценарий предусматривает сохранение традиций и основных тенденций в развитии культуры, однако механизмы, с помощью которых планируется реализация данного сценария, не в состоянии решить имеющиеся в сфере культуры проблемы. Очевидно, что наиболее благоприятным для развития культуры был бы инновационный сценарий.Его отличительной особенностью является инвестирование в человеческий капитал, в развитие материально-технической базы и инфраструктуры. Значительное увеличение расходов на культуру, согласно концепции Стратегии, предполагается осуществить путем увеличения доли внебюджетных поступлений, в первую очередь, за счет государственно-частного партнерства, меценатства и использования альтернативных источников финансирования культуры. Реализация инновационного сценария позволит кардинально изменить ситуацию в сфере культуры, решить все ключевые проблемы в самые короткие сроки, будет способствовать стремительному развитию культуры в регионах и стране в целом. Однако, учитывая социально-экономическую и политическую ситуации в стране, наиболее реалистичным видится базовый сценарий. Он также позволит решить существующие проблемы, однако, не так быстро, как это возможно при реализации инновационного сценария. Очевидно, что и базовый, и инновационный сценарии будут способствовать формированию качественно новой модели культурной политики, что, в свою очередь, отразиться на развитии культуры (как региональной, так и общенациональной) в виде позитивных изменений. Проблемой реализации утвержденной Стратегии являются региональные диспропорции, которые продолжают оставаться довольно значительными: в доступе к услугам, в расходах на культуру, в инфраструктурном развитии, обеспеченности объектами культуры. Особенно остро проявляются эти диспропорции в селах и малых городах нашей страны. Данная проблема оказалась замечена и осмыслена правительством Российской Федерации. Для ее устранения по Указу Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2018 № 204 создан национальный проект «Культура», утвержденный 24 декабря 2018 г. [5]. Проект рассчитан на период с 2019 по 2024 годы.Принятие на данном этапе развития сферы культуры национального проекта «Культура» свидетельствует, что в государственной культурной политике России начинает осуществляться инновационный сценарий. Он позволит использовать все преимущества современных информационных технологий, сделает доступными достижения культуры в любом регионе, стимулирует творческую деятельность, как профессионалов, так и любителей.Подводя первые итоги реализации национального проекта «Культура», можно сказать, что он уже оказал значительное влияние на современную региональную культурную политику. Россия – это федеративное государство, и в каждом конкретном регионе государственная культурная политика преобразовывается в региональную с учетом всех особенностей данного региона: социальных, этнических, природных, культурных, исторических и других. Без учета специфики каждого региона существует опасность культурной ассимиляции, потери самобытности многочисленных культур этнических меньшинств, которыми так богата наша Родина. А ведь очень важно обеспечить единство культурного пространства, предоставить равные возможности для доступа к культурным ценностям для людей из разных уголков нашей страны и разных социальных групп, важно создать условия для диалога культур в таком многонациональном государстве, как Россия. Культурная политика призвана компенсировать те негативные тенденции, которые возникли из-за неупорядоченности процессов развития культуры в условиях культурной дезинтеграции, при этом учет интересов различных социальных сил должен быть обязательным условием при определении приоритетов культурной политики. Чтобы решить вышеуказанные проблемы и противоречия, минимизировать региональные диспропорции в сфере культуры, необходима четко выверенная и грамотная культурная политика.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Серова Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №2 (71) том 2. С. 788 - 795. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12951 (дата обращения: 05.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12951



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.