'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 1
  4. Научная статья № 10

Просмотры  60 просмотров

Залюбовин В.С., Гришин В.Н.

  


РУКОВОДИТЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье исследуется роль и задачи руководителей цифровой трансформации в государственном управлении в России. Авторы рассматривают актуальные вызовы и возможности, с которыми сталкиваются руководители в процессе цифровизации государственных структур. Особое внимание уделяется стратегическому планированию, управлению персоналом и внедрению инноваций в рамках государственного управления. Результаты исследования имеют целью предложить рекомендации по повышению эффективности цифровой трансформации в государственном управлении в России.   

Ключевые слова:
руководители, цифровая трансформация, государственное управление, Россия, эффективность   


Цифровая трансформация российской экономики идет быстрыми темпами и охватывает широкий пул направлений: от внедрения искусственного интеллекта до импортозамещения промышленного ПО. Сейчас едва ли можно найти государственный орган, которого не коснулись цифровые преобразования. Процессы цифровизации комплексные и требуют широкого технологического кругозора и полного погружения в цифровую тематику [1]. Чтобы процессы цифровой трансформации оказывали наибольший эффект на российскую экономику, необходимо грамотное управление. Руководитель цифровой трансформации как в органах власти, так и в субъектах, станет именно тем «проводником» в новые цифровые реалии. Одним из первых решений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина было создание в каждом ведомстве подразделения, ответственного за цифровую повестку. На уровне заместителя руководителя каждого ведомства определены руководители цифровой трансформации (далее -РЦТ), ответственные за цифровую трансформацию в своем ведомстве (аналог CDTO - Chief Digital Transformation Officer).В конце года проводится полная оценка кадров (ассессмент), по результату которой происходит ротация 10–15% РЦТ федеральных органов исполнительной власти. Позднее (в октябре 2020 года) Президент поддержал данный подход и дал поручение определить заместителей высших должностных лиц субъектов России и заместителей региональных ведомств, ответственных за цифровую трансформацию в своем регионе.Таким образом, во всех субъектах Российской Федерации назначены региональные РЦТ - 89 человек.Сегодня лучшие решения в области цифровой трансформации масштабируются и внедряются по всей стране. На всех уровнях выстраивается единая архитектура информационных систем и такая же схема управления [2]. Одной из задач, поставленной Президентом Российской Федерации стал перевод до 2030 года массовых социально значимых услуг (МСЗУ) в электронный формат, всего было отобрано 204 услуг (111 федеральных и 93 региональных).Каждый РЦТ должен подготовить описание целевого состояния своей услуги, утвердить макет на президиуме Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности и перевести решение на Единый портал госуслуг.Другой значимый результат слаженной работы РЦТ — запуск на территории всей страны службы 122. Сначала служба была запущена под решение задач в период пандемии COVID-19, а потом - частичной мобилизации [3].В 2020 году проделана большая работа - увеличили число каналов практически во всех регионах, доукомплектовали call-центры операторами, Минцифры России и Минздрав России совместно разработали методические рекомендации по работе службы и начали внедрение искусственного интеллекта. В рамках горячей линии по вопросам частичной мобилизации было размещено 735 пар вопрос-ответ по вопросам мобилизации и семей мобилизованных. Всего на горячую линию 122 поступило 2 млн звонков по данным вопросам. Благодаря внедрению в работу линий новых технологий количество недозвонов сократилось до 0.На ЕПГУ были запущены сервисы по приему жалоб на действия военкоматов, по записи в добровольцы [4]. За весь период поступило 123 тыс. уникальных заявлений добровольцев. На действия военкоматов же поступило 26 212 жалоб, 99,6% обработано в установленные сроки.Эту работу в ручном режиме в формате 24/7 Дмитрий Николаевич Чернышенко организовал и настроил совместно со всеми региональными РЦТ.Еще один немаловажный результат работы РЦТ - федеральный проект «Искусственный интеллект». Большая часть его мероприятий была предложена в рамках совместных совещаний с представителями экспертного сообщества.Кроме того, благодаря вовлечению РЦТ, в 2022 году состоялось присоединение федеральный органов власти к Кодексу этики в сфере ИИ. На сегодняшний день положениям Кодекса следует 32 ведомства. При активном участии РЦТ разработано более 60 ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ). В целом проведена работа по совершенствованию методологии их подготовки и исполнения.ВПЦТ рассматривает и согласовывает Минцифры России в соответствии с нормами Положения о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» [5].Ведомства предоставляют ВПЦТ посредством информационной системы координации информатизации (ФГИС КИ).ВПЦТ — это основной инструмент цифровой трансформации, руководство к действию. Предусмотренные ВПЦТ мероприятия направлены на поэтапную реализацию цифровой трансформации посредством достижения показателей результативности.На ежемесячной основе осуществляется консолидированный сбор данных в электронной форме по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения ведомств, а также их подведомственных учреждений и территориальных органов. Включение подведомственных учреждений обосновано необходимостью получения более достоверной информации об уровне импортозамещения в связи с высокими показателями на уровне центральных аппаратов ФОИВ.Показатели уровня импортозамещения:доля отечественных справочно-правовых систем,доля отечественных средств антивирусной защиты, доля систем документооборота отечественной разработки,доля применения средств проведения видео-конференц-связи,доля применения отечественных интернет-браузеров,доля почтовых приложений отечественной разработки и т. п.Важную роль в цифровой трансформации играют компании из индустриальных центров компетенций (ИЦК) и центра компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения (ЦКР), где формируются прикладные решения для цифровой экономики.    


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Залюбовин В.С., Гришин В.Н. РУКОВОДИТЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В РОССИИ // Вестник науки №3 (72) том 1. С. 73 - 78. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13159 (дата обращения: 05.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13159



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.