'
Плышевская Е.Н., Рачек С.В.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ *
Аннотация:
статья посвящена изучению эффективности деятельности бизнеса в качестве одного из факторов конкурентоспособности. Были рассмотрены понятия эффективности и конкурентоспособности, а также исследования способы совершенствования бизнеса.
Ключевые слова:
конкуренция, конкурентоспособность, эффективность, совершенствование, деятельность, развитие, компания, бизнес
Для рыночной экономики характерно большое количество функционирующих предприятий, конкурирующих между собой. Для того чтобы удержаться на рынке, быть успешным в своём виде деятельности, необходимо анализировать эффективность своего бизнеса. Если у конкурента более привлекательный продукт или услуга, больше пользуется спросом чем ваш, то существует большой риск получить убытки от бизнеса и обанкротиться. Для начала разберёмся в понятии «эффективность деятельности». Существует несколько научных подходов на определение данного понятия, а именно с точки зрения:1) ресурсного (затратного) подхода – это соотношение результата и количества использованного ресурса для получения необходимо результата2) структурного подхода – это один из компонентов результативности, определяющий экономичность ресурсов. 3) целевого подхода – это вероятность достижения предприятием поставленных тактических и стратегических целей. На эффективность деятельности предприятия влияет множество факторов. Все факторы можно подразделить на следующие группы:1) Внутренние – воздействующие силы внутри предприятия:1.1) Объективные – факторы, не зависящие от субъекта управления, не контролируемые (чрезвычайные происшествия). 1.2) Субъективные – факторы, зависящие от субъекта управления, поддающиеся анализу, регулированию (отношения с поставщиками и заказчиками, факторы ресурсообеспеченности, материальная база, трудовые ресурсы и т.д.)2) Внешние – воздействующие силы на предприятие извне. Бывают политическими (войны, государственные перевороты), экономическими (инфляция, действия конкурентов, спрос и предложение), природные (стихийные бедствия).При проведении анализа эффективности деятельности необходимо учитывать влияние и группы внешних, и группы внутренних факторов одинаково. В данной статье рассматривается влияние конкурентной среды на ведение бизнеса.Под конкурентоспособностью предприятия принято понимать преимущество одной компании над другими в пределах одной отрасли внутри страны и за её пределами. Конкурентоспособность определяет способность организации адекватно и оперативно реагировать на происходящие изменения в разных сферах жизнедеятельности, минимизируя при этом возможные риски. Из определения следует, что для того чтобы быть успешным на рынке, вести эффективную деятельность, необходимо иметь преимущества. Поэтому определим далее способы повышения эффективности бизнеса.Прежде чем рассматривать направления совершенствования бизнеса, необходимо изучить механизм повышения эффективности. Руководству и топ-менеджменту компании следует осуществить следующие действия:1) провести анализ рынка и внешней среды, изучить отрасль, а также конкурентов. На данном этапе проводится PEST-анализ (анализ влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов) внешней среды и SWOT-анализ конкурентов (изучение сильных и слабых сторон)2) провести SWOT-анализ собственной компании, определить риски для бизнеса, выделить сильные стороны3) провести сравнительный анализ своей компании и конкурентов4) на основании результатов всех анализов разработать стратегию ведения бизнеса, поставить цель, определить механизмы достижения цели5) непосредственное выполнение плана, 6) мониторинг результатов, повторный анализ, устранение ошибок.А теперь выясним, с помощью каких способов можно повысить эффективность бизнеса. При проведении анализа рассчитываются основные экономические показатели, характеризующие использование материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. При выявлении отклонений и скрытых резервов возможностей предлагаются следующие пути совершенствования деятельности:1) внедрение новых технологий 2) повышение квалификации персонала3) закупка более качественного сырья и материаловВсе предлагаемые выше способы позволят улучшить качество выпускаемой продукции, повысить производительность труда, сэкономить материальные, временные ресурсы – все это главным образом поспособствует улучшению деятельности. Мы рассмотрели способы повышения эффективности, которые будут осуществляться внутри предприятия. Но совершенствоваться необходимо как внутренне, так и внешне, поэтому следует заняться маркетинговой стратегией продвижения товара на рынке. На основании предложений конкурентов можно разработать систему бонусов и скидок, проводить рекламные акции с акцентом на преимущественно качества продукта – данные методы позволят выделить достоинства продукции и привлечь покупателей.Таким образом, современная экономика не стоит на месте, появляются новые технологии, продукты, компании-конкуренты. Предпринимателям для сохранения лидерских позиций на рынке необходимо уметь адаптироваться под все изменения раньше своих конкурентов. Поэтому необходимо постоянно развиваться в условиях растущей конкуренции, а это возможно только с помощью повышения эффективности деятельности, поиска скрытых резервов возможностей.
Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 1
Ссылка для цитирования:
Плышевская Е.Н., Рачек С.В. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ // Вестник науки №3 (72) том 1. С. 141 - 145. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13169 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*