'
Кузнецов П.С., Никифорова Т.Ю.
РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается развитие и расширение коммерческой деятельности в рамках социальной сферы.
Ключевые слова:
социальное предпринимательство, социальная сфера, коммерческая деятельность, социальные кооперативы, некоммерческие организации, благотворительность
Развитие коммерческой деятельности в социальной сфере есть ничто иное как развитие такой сферы деятельности как социальное предпринимательство. Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная решение социальных проблем путем проведения коммерческих мероприятий. Суть такого вида социальной работы заключается в том, что социальный предприниматель ставит для себя цель не только решить социально значимую проблему, но также получить от этого прибыль, которая зачастую идет на улучшение функционирования социального бизнеса. Если говорить о социальном предпринимательстве как об отельной сфере социального взаимодействия, то стоит отметить, что такое направление взаимопомощи зародилось относительно недавно. Однако предпосылки возникновения такой концепции предпринимательской деятельности, как объединение коммерческой деятельности и социальной помощи, были заложены ещё в XVIII веке в США. В это время для помощи нуждающимся создавались различные организации самопомощи и благотворительные фонды. Инертность разного рода государственных и общественных организаций, экономическая независимость граждан всё это позволило уйти от государственного контроля в социальной сфере. [1] Так многими современными исследователями как социальное предпринимательство рассматриваются различные формы социальных организации и объединений.Исследователи Х. Хох и П. Трейси убеждены в том, что НКО следует рассматривать как подвид социального предпринимательства, потому как и те и другие организации во главу угла ставят своей целью решение социальных проблем.[2] Существует и другая точка зрения, проводящая грань между некоммерческими организациями и организациями социального предпринимательства, говоря о том, что одна из главных целей коммерческой деятельности в социальной сфере является извлечение прибыли, в то время как НКО используют свою разовую прибыль. Однако такое видение социального бизнеса может быть не точным, поскольку социальное предпринимательство - это деятельность, направленная на решение социально-значимых задач путем, как отмечалось выше, извлечения прибыли. В тоже время НКО и другие социальные организации, созданные так же решать социальные проблемы, так же должны получать определенные ресурсы и использовать их для осуществления своей деятельности. Таким образом можно наблюдать следующее – социальные предприятия коммерческого толка, некоммерческие организации, благотворительные фонды и т.д. для своей деятельности вынуждены получать ресурсы, однако же характер получения и распределения ресурсов, в данном случае, будет отличаться, но в целом направление деятельности остается неизменным, следовательно, все эти организации можно рассматривать как подвид социального предпринимательства, а не отдельно от него.Однако несмотря на достаточно проработанный огромный пласт информации, наработанный опыт в рамках социального предпринимательства, такой вид предпринимательской деятельности всё ещё остается малоизученным. Это связанно в первую очередь с тем, что социальное предпринимательство, являясь относительно новым направлением в социальной сфере, постоянно развивается. С каждым годом всё больше стран принимают данную модель решения социальных проблем. Многие из этих стран закрепляют деятельность социального предпринимательства на законодательном уровне. Первой страной, официально регламентировавшей деятельность социальных предприятий, была Италия в 1991 году. Тогда эти предприятия имели статус кооперативов. Такие кооперативы были весьма популярны ещё до Второй мировой войны в Европе в целом. Следуя постулатам христианства, они вносили значительный вклад в оказание помощи нуждающимся. Также одной из предпосылок к возникновению и развитию социального предпринимательства в Европе стал кризис социальной сферы в 70-х годах ХХ века. Государственная поддержка социальных предприятий резко сократилась, в следствии чего широкое распространение получили некоммерческие организации. Уже в 1980-х гг. финансовый кризис и широкое распространение безработицы в Западной Европе подтолкнуло государство разработать определенные программы, направленные на решение проблемы безработных. [4] Достаточно серьезная коллаборация государства и некоммерческих организаций привела к усилению роли этих организаций в решении социальных проблем, дав тем самым, серьезный толчок в развитии социального бизнеса в этих странах. Все это привело к тому, что в 1995 в Бельгии был принят закон «О компаниях с социальной целью». В Великобритании социальное предпринимательство очень развито и, являясь весьма распространенным видом предпринимательской деятельности, имеет широкую государственную поддержку. Такие организации считаются там организациями, действующими в социальных интересах. Стоит отметить, что в послевоенные годы развитие системы государственной поддержки вышло на совершенно другой уровень, однако это не помешало социальным организациям получать внушительную помощь и от частных лиц. [3] Лондонское агентство социального предпринимательства стало первой организацией, поддержавшей социальных предпринимателей, и через некоторое время оно вышло на международный уровень. Следует отметить, что страны Северной Европы являются странами с самой высокой государственной поддержкой социальной сферы. Здесь существует четкое разделение функций между государственными учреждениями, социальным бизнесом и гражданским обществом. Здесь, как и во многих других европейских странах, социальное предпринимательство так же принимает форму кооперативов.В свою очередь в Соединенных Штатах Америки социальное предпринимательство может принимать несколько иные формы. Следует понимать, что в развитии социального предпринимательства Соединенные Штаты Америки занимают ключевую роль. Поскольку эта страна является страной полностью капиталистического склада, то и черты социальной помощи здесь так же носят коммерческий характер. Достаточно длительное время различные социальные организации, в том числе и НКО, занимаются помощью нуждающимся. Расцвет НКО можно считать период 1970-х гг., когда финансовый кризис значительно сократил государственные расходы на социальные нужды. [5] Тогда некоммерческие организации приняли коммерческую направленность, что позволило практически половину своих доходов получать от реализации своей деятельности. В целом, отстранение государства от решения социальных проблем в США позволило социальному предпринимательству глубоко укорениться. Появление различных компаний социального предпринимательства, консалтинговых компаний, целью которых является консультирование НКО и начинающих предпринимателей в сфере предпринимательства. Таким образом, социальное предпринимательство активно развивается в США и принимает различные формы. В качестве таких предприятий могут выступать как микрокредитные учреждения, так и некоммерческие фармацевтические компании.В Российской Федерации, несмотря законодательное закрепление социального предпринимательства, все же воспринимается такой вид деятельности как традиционная форма коммерческой деятельности. Однако решение социальных проблем в стране с помощью социальных предприятий не является основным видом поддержки населения, а выступает, скорее, как вспомогательная социальная структура. Тем не менее социальное предпринимательство помогает перераспределить функции государства в рамках общественной деятельности, требуя более глубокого административного регулирования данной сферы. Стоит отметить, что социальное предпринимательство в России, хотя и имеет законодательное закрепление, всё же не так сильно развито как в странах запада. Возможно, основная причина этого - препятствование развития предпринимательского мышления на протяжении более 70 лет во времена Советского Союза. В целом в этот период и не было нужды в таких организациях, потому как государство довольно полно удовлетворяло различные социальные потребности. Однако наступивший кризис 1990-2000-х гг. поставил перед государственным аппаратом необходимость в поиске и развитие новых средств государственной поддержки. Но не смотря на новую политику в социальной сфере, многие предприниматели с осторожностью смотрят на коммерческую направленность предоставления социальных услуг, делая выбор в пользу НКО. Таким образом получается, что социальное предпринимательство требует более широкого теоретического изучения, а также практической наработки в Российской Федерации.Подводя итог, следует сказать о том, что социальное предпринимательство – направление мало изученное, даже несмотря на уже достаточно большой мировой опыт применения. Однако вместе с тем является направлением весьма перспективным и, в сущности, более эффективным нежели чем государственный контроль за решением социальных проблем, потому как именно предпринимательская деятельность, сущность которой является конкуренция, способствует развитию и улучшению оказания социальных услуг.
Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 1
Ссылка для цитирования:
Кузнецов П.С., Никифорова Т.Ю. РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ // Вестник науки №3 (72) том 1. С. 211 - 217. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13181 (дата обращения: 10.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*