'
Можаитина О.А., Атращенкова А.А.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в статье рассматривается возможность патриотического воспитания обучающихся на уроках математики.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, чувство долга, текстовые задачи, математика, краеведение, методика воспитания
Проблема патриотического воспитания младшего школьника обретает сегодня особую значимость. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.Во многих исследованиях педагогов отмечается, что образовательный процесс в школе слабо ориентирован на развитие личности гражданина, патриота своей Родины, учебная деятельность в школьной жизни доминирует.Сравнив и обобщив трактовки различных исследователей, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.В настоящее время во всех общеобразовательных учреждениях России осуществлен переход начальной школы на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения. В содержание стандарта входит перечень основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, которые делятся на личностные, метапредметные и предметные. Достижение личностных результатов обучения, в свою очередь, предполагает:- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,- формирование ценностей многонационального российского общества,- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества и т.д.Главной целью воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста должно стать формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств личности, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными окажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.С первого класса мы воспитываем чувство ответственности и за поступки, и за порученное дело. Именно это оказывает основное воспитывающее влияние, создаёт характеры полные достоинства и убежденности в том, что любое дело должно быть сделано только хорошо, а работа, порученная мне, мной же и должна быть выполнена.В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, делают урок интересным для учащихся, пробуждают чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Составлять такие задачи не сложно. Главное выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Иногда мы составляем целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а иногда используем только одно задание, после решения которого сообщаем интересную информацию.Значительное место в курсе математики начальной школы занимают текстовые задачи. Они составляют 40% материала учебников по математике, и на их решение тратится значительная часть учебного времени. Это не случайно, так как обучение решению текстовых задач направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления, а также на развитие познавательных процессов детей. Текстовые задачи выполняют важную функцию в начальном курсе математики – они являются полезным средством, реализующим воспитательные цели обучения. С помощью текстовых задач мы формируем нравственные качества, чувства патриотизма.Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. Как можно использовать краеведческий материал на уроках математики? На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.Вопросы методики работы по воспитанию моральных ценностей и патриотизма на уроках математики разработаны еще недостаточно. Но в опыте многих учителей раскрываются большие возможности этой дисциплины вносить свой особый ценный вклад в формирование личности.Используя материал исторического характера, мы ликвидируем формализм в знаниях, связываем математику с окружающей действительностью, способствуем осуществлению межпредметных связей, расширяем кругозор учащихся, воспитываем любовь и уважение к людям, труду, к родному краю. На ряду с освоением математических знаний ученики познают окружающий мир, историю родной страны, ее культурное наследие.Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика-это лишь малая доля в океане патриотизма.
Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2
Ссылка для цитирования:
Можаитина О.А., Атращенкова А.А. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 176 - 181. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13282 (дата обращения: 12.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*