'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 2
  4. Научная статья № 68

Просмотры  74 просмотров

Базыкин М.И., Лесникова Г.Н.

  


К ВОПРОСУ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ *

  


Аннотация:
в данной статье исследуется роль физической культуры в процессе социальной адаптации студентов. Авторы анализируют теоретические и практические аспекты влияния физической активности на психологическое благополучие и социальное взаимодействие студентов. Результаты исследования подтверждают, что регулярные занятия физкультурой способствуют улучшению коммуникативных навыков и облегчают процесс адаптации к новой социальной среде. В статье представлены рекомендации по интеграции физической культуры в образовательный процесс с целью повышения эффективности социальной адаптации студентов.   

Ключевые слова:
физическая культура, социальная адаптация, студенты, психологическое благополучие, коммуникативные навыки, образовательный процесс, интеграция, физическая активность   


В современном мире, где образование играет ключевую роль в формировании будущего каждого человека, важность физической культуры иногда недооценивается. Однако, именно физическая активность может стать одним из решающих факторов успешной социальной адаптации студентов, особенно в период их обучения в высших учебных заведениях. Студенческие годы — это время, когда молодые люди не только приобретают профессиональные знания и навыки, но и активно встраиваются в социальную среду, формируют свой круг общения и учатся жить в обществе. Физическая культура, будучи неотъемлемой частью образовательного процесса, способствует не только укреплению здоровья, но и развитию коммуникативных навыков, уверенности в себе и адаптации к новой жизненной среде.Физическая культура играет важную роль в социальной адаптации студентов. Работа Ким Татьяны Константиновны и Зыонга Вана Зунга [2] в которой они исследуют ценностный потенциал физической культуры и спорта как факторов, способствующих социальной адаптации иностранных студентов, показывает, что физкультурно-спортивная деятельность может служить эффективным средством для социализации и адаптации студентов в новой социальной среде. В частности, она способствует развитию личностно-психических качеств, таких как коммуникативные навыки и уверенность в себе, что является ключевым для успешной адаптации.Другие теоретические работы в области социальной психологии и педагогики только подчеркивают значимость социальной активности и взаимодействия в процессе адаптации.Например, Левченко Евгений Сергеевич в своей диссертации [4] рассматривает физическую культуру как средство для социальной адаптации студентов вуза, подчеркивая ее роль в формировании готовности личности к социальному взаимодействию в новой среде. Это подтверждает, что физическая культура может быть интегрирована в социально-педагогическую систему вузов как часть комплексной поддержки студентов.Практическая значимость физической культуры в социальной адаптации студентов неоспорима, а систематические занятия физической культурой способствуют не только улучшению физического состояния студентов, но и их психологическому благополучию, что, в свою очередь, положительно влияет на процесс социальной адаптации. Помимо то, что Евгений Левченко исследовал социальную адаптацию студентов вуза средствами физической культуры, в его исследовании был разработан комплекс игр и упражнений, направленных на развитие личностных качеств, которые способствуют успешной социальной адаптации.Также стоит отметить, что физическая культура может быть использована как средство для ускорения процесса включения студентов в новую социальную среду, что было экспериментально апробировано и подтверждено в исследованиях.Антоненко М. Н. и Карничук Л. С. в своей работе [1] выделили две основных проблемы, которые встают перед студентами во время социализации:Во-первых, это смена обстановки и стресс. Студенты-первокурсники испытывают трудности при адаптации к новым методам и условиям обучения в вузе, что отражается на их успеваемости и психоэмоциональном состоянии. Они должны находить решения для организации своего времени, общения с однокурсниками и справляться с большой информационной нагрузкой. Экзамены являются стрессовым и критическим периодом, требующим высокого уровня работоспособности и устойчивости к нервному перенапряжению. Физическая активность же помогает поддерживать физическую форму, снимать эмоциональное напряжение и способствовать развитию и адаптации в новой среде.Однако из этого следует вторая проблема: отсутствие мотивации. Проблема низкой мотивации к занятиям физкультурой в вузе проявляется в отсутствии у некоторых студентов интереса и активности. Часто причины включают ограниченное время, лень или просто нежелание. Важно осознать, что физическая подготовка не только укрепляет здоровье, но и предоставляет информацию о методах тренировок, которые можно применять индивидуально. Образовательный процесс должен обеспечить студентов социально значимой информацией и навыками, чтобы они могли применять их с учетом собственных потребностей и интересов в сфере физкультуры и спорта.По мнению И. Ф. Яценюка и Э. И. Ефименко [5], процесс адаптации первокурсников должен быть целенаправленным, планомерным и организованным, чтобы обеспечить их быстрое и безболезненное вхождение в учебную атмосферу.Физическая культура играет важную роль в этом процессе, так как помогает студентам адаптироваться к различным факторам, включая биологические, психологические и социальные. Низкий уровень двигательной активности является одним из главных факторов риска для здоровья студентов, поэтому необходимо уделить внимание развитию этого аспекта.Результаты эксперимента Лахтина А. Ю. [3] показывают, что целенаправленная работа по подготовке студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями помогает повысить их уровень здоровья и легче адаптироваться к учебе.Чтобы привлечь студентов к посещению занятий по физкультуре, преподавателям следует делать занятия более интересными и эффективными, внедряя инновационные методики обучения, а также поощрять студентов к самостоятельной физической активности в свободное от учебы время.Физическая культура не только улучшает физическое состояние, но и оказывает положительное воздействие на психические функции студентов, такие как настроение и психоэмоциональное состояние.В ходе данного исследования была рассмотрена роль физической культуры в процессе социальной адаптации студентов. Основываясь на теоретическом анализе и практических данных, можно сделать вывод, что физическая культура оказывает значительное положительное влияние на социальную адаптацию студентов. Регулярные занятия спортом и физической активностью способствуют не только улучшению физического здоровья, но и психологическому благополучию, что является важным фактором успешной интеграции в социальную среду образовательного учреждения.Физическая культура должна рассматриваться как важный элемент образовательной программы, направленный на развитие социальных навыков и адаптационных способностей студентов. В связи с этим, рекомендуется разработка и внедрение комплексных программ, которые включают в себя не только физическое воспитание, но и психологическую поддержку студентов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Базыкин М.И., Лесникова Г.Н. К ВОПРОСУ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 390 - 395. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13318 (дата обращения: 13.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13318



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.