'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 2
  4. Научная статья № 71

Просмотры  104 просмотров

Настепанина Е.В.

  


ЭВОЛЮЦИЯ «КНИЖНОСТИ»: ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ПЕРИОД НАЧАЛА ХХ ВЕКА *

  


Аннотация:
в данной статье затрагивается феномен детской книжной иллюстрации в период начала ХХ века. Проводится анализ эволюции стиля, тем и технологий, которые сформировали уникальную эстетику и значимость иллюстраций для детской литературы. Статья рассматривает ключевые тенденции, влияние художественных движений на детскую иллюстрацию, а также роль выдающихся художников этого периода.   

Ключевые слова:
детская книга, иллюстрация, ХХ век   


Всегда считалось, что детская книга требует особого отношения. Она может служить инструментом воспитания, решая эстетические и педагогические задачи, а также представлять собой самостоятельный объект изобразительного искусства, поднимая вопросы целостности художественного произведения, развития принципов выразительности и идейно-образного содержания.В начале XX века, вопрос художественного оформления детских печатных книг привлекал много внимания. Были проведены значительные исследования, посвященные первым книгам-картинкам, работам художников из "Мира искусства" и авангардной детской литературе. Однако творчество художников, которые работали над массовыми детскими книгами и находились между основными художественными направлениями того времени, до сих пор не нашло своего места в истории отечественного книжного искусства. Их роль и стилистическая принадлежность остаются неопределенными.В данном временном периоде происходит уникальный подъем в отечественной культуре, сопровождающийся разнообразием художественных процессов в изобразительном искусстве. Этот период также характеризуется интенсивным развитием печатного и издательского дела. Между 1900 и 1910 годами наступает переходный период в истории оформления отечественной детской литературы. Этот переход от эстетики классического книжного ансамбля XIX века к "новой" отечественной книге XX века проявляется ярко, начиная с середины 1920-х годов. В это время основные тиражи художественной литературы для детей оформлялись художниками, чье творчество в настоящее время остается в основном мало изученным. Тем не менее, именно в их произведениях, основанных на достижениях издательского дела, формировались важные тенденции развития книжного искусства в первой половине XX века. Введение их имен в научный оборот позволит пересмотреть представление об эволюции оформления детских книг в начале XX века.В период с 1900 по 1910-е годы художники, не привязанные к основным художественным группам и течениям в отечественном искусстве, внесли существенные изменения в облик детской массовой книги (такие как А.П. Апсит, П. Воронцов, Т.Н. Гиппиус, Н.И. Живаго, П. Захаров, М.П. Латри, А.В. Ложкин, В.В. Спасский, В.Я. Суреньянц, В.Д. Фалилеев и другие).Творчество художников, таких как Т.Н. Гиппиус, Н.И. Живаго, В.В. Спасский, В.Я. Суреньянц и других, в детской массовой книге в период с 1900 по 1910-е годы эволюционировало в контексте художественных процессов, происходивших в книжном искусстве начала XX века. Художники, не работавшие систематически в детской книге, такие как Р.Н. Браиловская, М.П. Латри, К.С. Петров-Водкин и В.Д. Фалилеев, создали оформления книжных изданий, которые стали значимыми событиями в развитии книжного искусства России.Массовая детская книга в период с 1900 по 1910-е годы развивалась по эволюционному принципу. Произошел постепенный переход к иллюстрированному картонажу, реже переплету, объединенному с функциями обложки. Иллюстрации массовой детской книги с конца 1900-х годов характеризовались включением изображения в правильные геометрические рамки, упрощением формы и выявлением декоративных возможностей. В книжном ансамбле использовались пространственно-временные категории, плоскость и различные цвета страницы, развороты строились на основе ярусного деления иллюстративных и текстовых блоков.Переход к цинкографии, ксилографии и хромолитографии в 2-3 клише в 1900-1910-е годы изменил архитектонику массовой детской книги начала XX века. Для нее стал характерен декоративный стиль, уход от штриховой графики в пользу линейного рисунка и небольших локальных заливок в несколько цветов.В начале XX века были заложены основы для появления "фирменного стиля" в книжном деле. В детской книге, помимо И. Кнебеля в "Подарочной серии" издательства М.В. Саблина и редакции журнала "Тропинки", разрабатывались элементы авторского стиля своих изданий.В конце XIX - начале XX века детская отечественная литература вступает в новый этап своего развития, можно сказать, переживает "второе" рождение. С момента введения общей статистики в сфере типографского производства в 1907 году в течение десяти лет количество наименований книжной продукции на русском языке, выпускаемых ежегодно, выросло более чем в два раза, а общий тираж - в 30 раз. Доля детской литературы, выпускавшейся более чем на 10 языках в Российской империи, с каждым годом все увеличивалась, оставаясь в среднем на 3-4 месте в списке других направлений печатного дела.Технические достижения в типографском деле требовали от художников изменений в работе над оформлением будущих изданий, и этот процесс не был однородным. В начале века книги использовали наборную технику печати и фотомеханическое воспроизведение, классический тканевый переплет и иллюстрированный картонаж, стандартные и экспериментальные форматы изданий. С изобретением ротационной машины, внедрением оригинальной литографии в книжное производство, что активно использовали художники авангардного направления, и других форм подачи материала, облик печатной книги менялся.Помимо интенсивного роста печатного дела, когда книга рассматривалась как "мощнейшее орудие культуры" и "настоящая владычица мира", на развитие детской литературы все сильнее влияли политические и социальные изменения в российском обществе. Детство стало рассматриваться как особый и важный этап в жизни человека, что не могло не отразиться на развитии детской литературы и внешнем облике книги. Перестройка социально-политического уклада выдвинула новые педагогические принципы и проблемы детской литературы, согласно одному из первых исследователей детской книги в России П.М. Дульскому. Изменения способствовали переосмыслению функций и значения детской литературы в российском обществе. Теоретик педагогической науки Н.В. Чехов писал: "В наше время, когда грамотность и книжная наука получают такое широкое распространение и начинают играть такую большую роль в жизни всего общества, книга в жизни ребенка является важнейшим элементом его духовного развития".Создание единого книжного пространства стало одной из основных идей в развитии детской литературы в России в это время и соответствовало теории синтеза искусств, направлявшей всю художественную культуру рубежа XIX-XX веков. Исследователь В.В. Воинов говорил о том, что "художественная целостность книги воспитывает чувство стиля и ритма, играющих в жизни такую огромную регулирующую и систематизирующую роль". Н.Э. Радлов также подчеркивал значение синтеза искусств для книги, говоря о важности традиции в книжном деле и о необходимости черпать принципы от старых украшателей книги.Таким образом, в истории книжного искусства 1900-1910-х годов наблюдались сложные и порой противоречивые процессы поиска нового облика отечественного печатного издания. Окончательное переосмысление детской книги завершилось лишь в советский период, но достижения начала XX века послужили основой для формирования новой отечественной книги как объекта искусства в последующие периоды.Интенсивное развитие печатного дела привело к появлению идеи создания "Книжной летописи", которая выпускалась Главным управлением по делам печати с 1907 года. В этом ежегодном издании публиковалась информация о всей печатной продукции, выпущенной в России за прошедший период. В результате первого года возникла необходимость организации выставки лучших и интересных публикаций, включенных в список "Летописи". Таким образом, выставочная деятельность в области печати начала XX века рассматривается как следствие развития печатной книги.Первая "Выставка произведений печати" 1908 года состоялась в 1909 году и была итогом печатного года. Такие выставки проводились до 1914 года. Задачей их организаторов было устроить выставку всего печатного материала, выпущенного в течение года, включая книги, брошюры, рисунки, карты, планы и периодическую печать. Выставка проходила в здании Министерства Внутренних Дел на Морской, дом 61. Книги для детей занимали несколько витрин в зале "Литература", представляясь изданиями Товарищества М.О. Вольфа, Девриена и Сытина.Форма и тематика таких книжных выставок изменялись от года к году. Стала видна эволюция книжного искусства.Технические достижения в области фотомеханики в конце XIX века имели существенное влияние на развитие печатной продукции в начале ХХ века. В этот период облик изданий, помимо художественных особенностей, в значительной степени зависел от технических возможностей типографий. Книги одного издательства могли значительно отличаться друг от друга из-за использования различных типографий. В 1920-х годах А.А. Сидоров подчеркивал важность учета типографского воспроизведения при рассмотрении искусства книги.Открытие новых типографий, таких как Голике и Вильборг (1902), «Сириус» (1905) в Петербурге, и других, а также выпуск новых шрифтовых сборников (например, словолитни О. Лемана и Г. Бертгольда), способствовали значительным изменениям в художественном оформлении книг начала ХХ века.Рубеж XIX - XX веков характеризовался активной деятельностью многочисленных книжных издательств, каждое из которых занимало свою нишу в области искусства книги, книжного рынка и типографии. Многие из них стали специализироваться на выпуске детской литературы. Большинство книг выпускали "неустановленные" или частные лица, составляя примерно одну пятнадцатую часть от общего объема печатной книжной продукции. Их художественная ценность была либо сомнительной, либо неактуальной, представляя собой традицию конца XIX века, и их влияние на искусство книги начала ХХ века было минимальным. Примером таких изданий могут служить книги издательства "Для детей" под редакцией П. Литвиненко, где он выступал автором и иллюстратором.В начале ХХ века деятельность крупных издательств в значительной степени определяла художественное оформление книг этого периода, когда "общая масса книг была дана на откуп ремесленникам". Например, петербургское издательство А.Ф. Девриена в основном переиздавало книги конца XIX века, сохраняя стилистику иллюстративного ряда, характерную для ушедшего века. В их книгах сочетались хромолитографские иллюстрации с акварелями и рисунками в контурной графике, что было характерно для оформительского искусства книги начала ХХ века.Рисунок в отечественной детской книге XX века достиг высокого уровня искусства, в значительной степени благодаря творческим экспериментам профессиональных мастеров. Их иллюстрации рассматривались как значительное художественное явление в области искусства книги не только в России, но и за её пределами. Мастера внесли собственный стиль и индивидуальность в иллюстрирование художественных книг, их творчество изучалось и продолжает привлекать внимание, оно любимо читателями-детьми, поэтому современные переиздания часто сопровождаются их рисунками. Художники заложили основы и создали традиции, которые помогли сохранить лучшие достижения иллюстрированных детских книг и способствовали формированию нового поколения мастеров книжного искусства. Оценка вклада художников-иллюстраторов в искусство детской книги значительно возрастает, учитывая их теоретические исследования, мемуарные материалы, а также описания практического опыта, входящие в общеэстетическую основу художественного книжного рисунка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Настепанина Е.В. ЭВОЛЮЦИЯ «КНИЖНОСТИ»: ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ПЕРИОД НАЧАЛА ХХ ВЕКА // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 412 - 419. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13321 (дата обращения: 13.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13321



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.