'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  106 просмотров

Назаров А.И.

  


ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрено взаимное влияние инвестиционного климата и состояния экономической безопасности России. Определена степень приоритетности задачи по обеспечению экономической безопасности государства, как неотъемлемой части национальной безопасности. Проанализирован опыт США в сфере создания благоприятного инвестиционного климата и поддержания экономической безопасности. Улучшение инвестиционного климата негативно сказывается на экономической безопасности и, наоборот, однако, подержание экономической безопасности и уровня благоприятности инвестиционного климата являются стратегически важными задачами на данный период времени. Сделаны выводы, что государственным органам необходимо соблюдать определенный баланс в регулировании инвестиционного климата и экономической безопасности   

Ключевые слова:
экономика, инвестиции, инвестиционная сфера, инвестиционный климат, национальная безопасность, экономическая безопасность   


Экономика России, в течение последних нескольких лет, находится в достаточно непростой ситуации, а вызвана данная ситуация: сложной политической ситуацией, санкциями в отношении РФ, внутренним российским экономическим кризисом и множеством других причин. Привлечение в данных условиях денежных средств в виде инвестиций поспособствует развитию приоритетных направлений в стране, не позволит довести ситуацию до критического состояния в стратегически важных сферах деятельности государства, сбалансирует экономическую ситуацию между регионами. Специфика российской экономики в том, что огромное количество свободного, никак не задействованного в экономическом процессе капитала находится у граждан в виде никак неиспользуемых накоплений. Это свидетельствует о недоверии граждан к существующим в РФ рыночным механизмам извлечения прибыли, отсутствии уверенности в безопасном размещении капитала внутри страны. На данный момент, физические и юридические лица предпочитают вывозить свободный капитал заграницу, чем способствуют экономическому развитию зарубежных стран. Однако, Центральный Банк РФ достаточно легкомысленно относиться к данному факту, заявляя, что отток капитала не свидетельствует о преступных способах его получения и никакого финансового ущерба экономике России не наносит, несмотря на то, что в январе 2019 года, по предварительной оценке, чистый отток капитала из России составил 10,4 млрд долларов США, что практически в полтора раза больше, чем в январе 2018 года [5]. Кроме того, прямые инвестиции в экономику Российской Федерации в третьем квартале 2018 года снизились на 6,4 млрд долларов США, однако, Центральный Банк РФ комментирует, что это не оказало определяющего воздействия на экономику и связано с единичными внутригрупповыми операциями и сделками компаний-инвесторов [5]. Для того, чтобы привлечь свободный капитал в виде инвестиций, необходимо обеспечить максимально благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности, уменьшить существующие риски, гарантировать безопасность активов инвесторов и так далее. Трофимов М.Н. выделяет два способа защиты инвестиционной деятельности: нормативно-правовой и защита с помощью рыночных механизмов. Основные нормативно-правовые гарантии: невозможность безвозмездной национализации, невозможность реквизиции. Среди рыночных механизмов особо выделяется страхование [4, c. 6]. По статистике, в станах Европы и США страхованием охватываются 90-95% возможных рисков, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, в России, в то же время – около 7% рисков [2, c. 13]. На этапе создания государством максимально благоприятных, либеральных условиях осуществления инвестиционной деятельности, которые, зачастую, насаждаются зарубежными странами, всегда возникает конфликт, противостояние  интересов зарубежных и национальных инвесторов, сохранения самостоятельности и главенствующей роли государства. Данное противостояние вполне естественно, так как при предоставлении зарубежным инвесторам максимально благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности, инвестиции являются мощнейшим механизмом вмешательства в экономический, а затем и в политических суверенитет государства. Особое беспокойство вызывает незащищенность государства в вопросах инвестиционной экспансии транснациональных компаний, занимающихся природными ресурсами. Экономическая безопасность является одним из важнейших видов обеспечения национальной безопасности. В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента от 31 декабря 2015 г. №683, национальная безопасность определена как – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которые позволяют обеспечить конституционные права и свободы граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства [1]. В научной литературе экономическая безопасность определяется как качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать благоприятные условия жизнедеятельности отдельно взятого предприятия, населения, отдельной отрасли экономики, устойчивое обеспечение ресурсами формирования народного хозяйства и последовательную реализацию региональных и государственных интересов [4, c. 6]. При создании благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности, создании благоприятного инвестиционного климата государство идет на определенные «уступки» в пользу интересов потенциальных инвесторов. Эти «уступки» могут заключаться в уменьшении налогового бремени, уменьшении вмешательства государства в те или иные сферы экономической, инвестиционной деятельности, предоставление различных льгот, установлении более облегченных процедур регистрации, ведения отчетности, создании развитой инфраструктуры, с целью сделать регион более привлекательным для инвесторов и так далее. В проведении мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата заинтересованно  само государство, так как инвестиции способны короткие сроки определяющим образом повлиять на ту или иную отрасль экономики, в развитии которой, на определенный момент, наиболее заинтересовано государство. На практике складывается неминуемый конфликт интересов внутри государства, в котором определяется, чему же отдать предпочтение: мерам, направленным на сохранение суверенитета и максимальной независимости национальных субъектов хозяйственной деятельности от постороннего влияния; или мерам, создающим благоприятный инвестиционный климат, которые позволят привлечь свободный капитал в нужном объеме в нужное время в предприятия, регионы, отрасли экономики являющиеся наиболее перспективными, для ускорения их развития, или, наоборот, в отстающие в развитии, для улучшения их состояния [3, c. 34]. Этот конфликт является неизбежным, так как государство, через государственные органы или отдельных лиц пытается осуществлять максимальный контроль за всеми сферами деятельности, в кратчайшие сроки вмешиваться в деятельность того или иного хозяйствующего субъекта «если что-то пошло не по плану», собирать максимально возможные суммы налогов, через фискальные механизмы, сохранять исключительное влияние в стране, не допуская вмешательства зарубежных государств в лице правительств или организаций. Данный конфликт может решить только государство в зависимости от своих конкретных потребностей в конкретный момент времени. Большинство развитых государств «жертвуют» определенными своими интересами в пользу экономического развития и процветания отдельных организаций, регионов, отраслей экономики, а как результат, государства в целом. Получается, что между инвестиционным климатом и состоянием экономической безопасности страны существует прямая зависимость. Выглядит она так: чем благоприятнее состояние инвестиционного климата, тем хуже ситуация обеспечения экономической безопасности и финансового суверенитета государства в целом; чем хуже состояние инвестиционного климата, тем лучше обстоит дело с обеспечением экономической безопасности и финансового суверенитета. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Назаров А.И. ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 61 - 66. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1362 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1362



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.