'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 16

Просмотры  96 просмотров

Хамидуллина С.Ю.

  


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера, принятые нормативно-правовые акты, регулирующие гарантии прав коренных народов Севера, показатели, характеризующие социально-экономическое развитие   

Ключевые слова:
социально-экономическое развитие, коренные малочисленные народы Севера, традиционный образ жизни, Ямало-Ненецкий автономный округ   


Социально-экономическое развитие России характеризуется растущим интересом к исследованию региональных проблем. Все регионы России имеют присущие им природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, специфическую структуру хозяйства, специализацию, уровень социального и экономического развития. Регионы составляют единое экономическое пространство, и каждый из них занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны. Поэтому информацию об имеющихся в стране социально-экономических проблемах получают при глубоком и всестороннем анализе региональных проблем. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года (далее – автономный округ, Стратегия) представляет собой сбалансированную систему ориентиров, направленных на повышение устойчивости экономики и рост качества жизни населения автономного округа. Основная часть автономного округа – малообитаемые территории проживания коренных малочисленных народов Севера [1]. Основные группы коренных малочисленных народов Севера, проживающие в автономном округе - ненцы, ханты и селькупы. Сегодня их численность более 41 тыс. человек. Традиционный образ жизни ведут около 46% представителей северных народов, это более 5000 семей коренных с численностью 19 тыс. человек. Автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС), а также нормативно-правового регулирования в области развития коренных малочисленных народов. На сегодняшний день социально-экономическое развитие КМНС, является актуальным вопросом в автономном округе, с каждым годом разрабатывается все больше нормативно правовых актов, регулирующих гарантии прав лиц, ведущих традиционный образ жизни КМНС:  принята народная программа коренных малочисленных народов Севера;  реализуются региональные планы мероприятий по обеспечению устойчивого развития КМНС, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;  принят Закон автономного округа от 02 марта 2016 года № 1-ЗАО «О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» [2];  создан Координационный совет для решения вопросов по устойчивому развитию КМНС автономного округа, носящих межведомственный, межотраслевой характер;  осуществляется социальная поддержка, направленная на повышение уровня образования КМНС автономного округа. С 2017 года реализуется Региональный стандарт минимальной материальной обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни КМНС, предусматривающий обеспечение товарами национального потребления, в числе которых комплекты чумов, шестов, нюков, чумовые печи, брезент, сукно, лампы, мини-электростанциями, досками, бензопилами и медицинскими аптечками для оказания неотложной медицинской помощи; предоставляются денежные выплаты для энергообеспечения, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2016 года №1214-П (далее – региональный стандарт) [3]. Целью региональной национальной политики в отношении КМНС является создание условий для устойчивого развития данной категории населения. Актуальность решения проблем в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМНС, их прав и законных интересов, сохранения самобытной культуры, языка и традиций. Показателями, характеризующими социально-экономическое развитие КМНС, являются:  повышение уровня материальной обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни КМНС, от заявленной потребности с 60% в 2017 году до 80% в 2024 году и до 100% в 2030 году;  увеличение количества общин коренных малочисленных народов Севера автономного округа и малых форм хозяйствования с 194 единиц в 2017 году до 218 единиц в 2024 году и до 230 единиц в 2030 году [1]. По фактическим показателям с 2017 года уровень жизни КМНС значительно улучшился, во многом благодаря появлению Регионального стандарта. В настоящее время каждая вторая семья получает минимальную материальную помощь в автономном округе, согласно очередности поданных заявлений в муниципальные образования автономного округа. В постановлении №1214-П предусмотрено на каждое материальное средство норма расхода и срок использования, а также учитывается норматив средней стоимости товара. Предоставление материальных средств осуществляется уполномоченным органом - органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) в автономном округе, в зависимости от места ведения традиционного образа жизни

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Хамидуллина С.Ю. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 91 - 97. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1367 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1367



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.